Вот и последняя часть отчета о затяжном и бессистемном блуждании по Краснодарскому краю. Речь здесь, в основном, пойдет о перипетиях моего автостопного возвращения в родной Тамбов, после чего несколько слов будет сказано про снаряжение и путь аскетизма с предельным облегчением рюкзака.
М4 Воронеж 190 — за окном мелькают указатели, Тойота несется по трассе, а я до сих пор не могу поверить в реальность происходящего. Ведь совсем недавно я еще пил чай где-то под Саратовской и собирался в Краснодар и на поезд.
10 августа — Прорыв
Спалось неплохо. Никакие пьяные гопники не пришли на берег коровьего озера праздновать субботу. А даже если бы и пришли, шансов разглядеть мою палатку у них бы практически не было.
Проснувшись, включил компьютер и перерисовал расписания нужных поездов и электричек на ближайшие 2 дня.
Наиболее важная задача теперь состояла в сушке выстиранных вчера вещей, которые за ночь не то, чтобы подсохли, а, скорее, наоборот, дополнительно напитались влагой.
Путь один — костер. С помощью полиэтилена и какой-то матери разгорелся с 1 спички. Сначала показалось проблемой отсутствие подходящих деревьев для развертывания сушилки, но пара палок, веревка и колышки для палатки — и вот мои вещички уже быстро сохнут в непосредственной близости от огня.
Как следует напившись чая, еще разок окупнулся, натянул сухие и относительно чистые вещи и отправился попытать счастья на АЗС, что после кафешек.
Но на АЗС глушняк был еще глуше, чем на вчерашней позиции: машин очень мало, а из тех, что есть, большая часть — местные, а немногие Ростовские и Московские не горят желанием брать попутчиков.
Но поезд, на котором я могу уехать домой, отправляется из Краснодара еще аж в 23 часа, так что, теперь я был обречен стопить машины, как минимум, для того, чтобы скоротать время.
Тетечка-заправщица сказала, что оживления стоит ждать только после обеда, поэтому я оставил пост и направился к кафешкам, где переснял из атласа в киоске таблицу кодов регионов.
А вот и вчерашняя торговка, направившая меня к озеру. Иду к ней с широкой улыбкой, отблагодарить и просто поговорить. Перекинулись парой слов, и тут она показывает на какие-то две машины с кучей людей вокруг:
— Вот, — говорит, — попробуй к ним напроситься.
А люди уже садятся и хлопают дверьми. Я делаю рывок и машу рукой. С пассажирского места выглядывает тетечка.
— Подвезете до Ростова?
— Вы один? Садитесь.
Не веря в свое счастье, загружаюсь в просторный кондиционированный салон Опеля, где помимо водителя сидит еще парень, видимо, сын.
Едем. Знакомимся. И тут мне в руки падает еще один подарок судьбы. Я ведь даже не посмотрел на регион, а граждане, оказывается, ехали в Воронеж! Феерия! Это же почти дом!
Едем дальше. Разгадываем сканворд, иногда молчим, иногда разговариваем. Под колесами исчезает бесконечная лента трассы М4. Вот и Ростов-на-Дону остался позади. На юг огромные пробки, но наша полоса свободна.
Уже в Воронежской области останавливаемся на заправке. Выходим размяться, попить, сходить в туалет. И вдруг Игорь, водитель, указывает на Тойоту с регионом 68:
— Смотри, земляки твои! Спроси!
Спрашиваю. Едут муж с женой. Берут! Перекидываю рюкзак, прощаюсь, и вот я снова мчусь по М4 на другой машине и с другими людьми. Говорим мало, в основном, на остановках.
Минуем пробку, жуткую аварию. Солнце садится, теперь нас провожает полная луна. Иногда начинаю задремывать, открываю глаза — все те же серые в свете фар обочины и посадки и бегущий пунктир полос разметки, вспыхивающие во мраке пятна дорожных знаков и призрачные домики безымянных деревень, остающиеся позади, не успев толком появиться.
Около 2 ночи я стоял на пустом перекрестке Рассказовской трассы и дороги на Инжавино, возле села Ковылка. До дома всего 70 км.
Посидел с девочками из кафе, побеседовал с людьми, едущими из Геленджика в Мордовию. Попросил в кафе кипятка, выпил чаю, сидя за столиком в 5 метрах от трассы. Но с транспортом глухо. Одинокий дальнобойщик от «Магнита» сломался и никуда не едет. Водитель газели рядом лег спать, да и едет он не туда.
Пошел в посадки ждать утра. Поставился около 3:30. В посадках какие-то подозрительные шорохи, но существа, их издававшие, не попытались меня съесть.
11 августа – Возвращение
Ночь выдалась удивительно теплой: я даже не закрыл полностью дверь палатки, удовлетворившись сеточкой. Спалось на опавших листьях отлично. Проснулся в 8 с минутами, возиться с огнем не стал, да и, вообще, есть что-то не особо хотелось, хотя и было чем.
Собрался и вышел на трассу. По заветам Кротова встал ровно в 20 метрах от ж/д-переезда, и поднял руку.
Чудо! Пролетела пара легковушек и… буквально через 5 минут затормозил дальнобойщик.
Забрался. Никогда раньше не ездил в таких грузовиках. Водитель – пожилой дядька. Везет железный прокат и кровельные материалы с Урала в Липецк. Говорит, что абсурд, но это выходит дешевле, чем закупать в том же Липецке или Тамбове.
Как обычно, поговорили о моих путешествиях, дядька пожаловался на дороги и мосты в определенных областях, обильно жестикулируя и выражаясь. До окружной доехал меньше, чем за час.
Зашел на остановку, посмотрел расписание Тулиновского автобуса: еще 10 минут. Да ну его, автобус! Я ж теперь автостопщик!!! Значит, надо стопить!
Прошел 50 метров до АЗС «Роснефть». Там как раз остановился на заправку автобус «Дети». Сами дети (довольно взрослые) ожидали заправки в стороне. Первым делом, без пауз, обратился к сопровождающим. Отказали. Дети кричали «Давайте его возьмем!», «У нас много места!». Но сопровождающие были непреклонны, сказали, что их за это вздуют, а у меня в рюкзаке может быть бомба.
Пожал плечами, приметил таблетку с символикой скорой помощи, потом увидел дядьку на «Фиате», который, окинув меня критическим взглядом, согласился подвезти. Положительную роль в принятии им решения сыграл тот факт, что, стоя на светофоре, он видел, как я выхожу из кабины дальнобойщика.
Так, через каких-то 20 минут я уже стоял на углу ул. Советской и Интернациональной. Вот и конец пути.
Подводя итоги по автостопной части моего путешествия, можно сказать следующее:
- Начальная точка: Кривенковская (Туапсинский р-н)
- Конечная точка: Тамбов
- Количество задействованных транспортных средств: 11 (газель, шестерка, скутер, шестерка, нива, таблетка, BMW, Opel, Toyota, фура, Фиат)
- Общее время в пути (т.е. с момента, когда я начал автостопить вплотную, а не эпизодически): примерно 3,5 дня.
Контрольное взвешивание по приезде домой показало 77 кг. То есть, за время этой поездки я сбросил примерно столько же, сколько за Казахстанскую эпопею, достигнув состояния, в котором был последний раз примерно в 2004 году.
О снаряжении
Особенностью этого путешествия стала предельная облегченность рюкзака. Да, легкоходы поднимут меня насмех, но я почти не вижу вариантов дальше уменьшать массу.
Состав вещей несколько отличался в период «до» и «после» пребывания в Анапе, т.к., покидая базу отдыха, я взял с собой некоторые вещи, которые Будановы привезли на машине, а кое-что отдал им отвезти в Тамбов. Но отличия невелики.
Итак, общее:
- легкий рюкзак на 45 л;
- напузник;
- палатка однослойная весом 1 кг;
- сидушка;
- коврик-пенка тонкий фольгированный весом 220 г;
- дождевик-пончо тафетный;
- полотенце;
- зап. сандалии;
- гигиенически-ремонтный набор (дезодорант, бритва, мыло, паста, щетка, ножницы, нитки-иголки, булавки, спички, изолента);
- вещи в компрессионнике (термомайка, майка обычная, водолазка, толстовка, термоштаны, трусы, носки шерстяные и обычные, флисовый плед);
- пила-цепь;
- кухонные принадлежности (кружка, ложка, нож);
- техника (нетбук+ЗУ+3G модем, КПК+ЗУ, сотовый+ЗУ, фотоаппарат+3 комплекта АКБ+2 комплекта батарей);
- нырятельное (плавки, трубка, маска, аквабокс);
- карты местности;
- брызгалка-распылитель (охлаждаться, экономно умываться, тушить костер, точечно сбивать пламя);
- перчатка х/б (для возни с костром);
- веревка бельевая 10 м;
- штатив для фото (маленький);
- фонарик;
- ручка, карандаш, бумажки для записей;
- еда на 2 дня (состав менялся), чай, сухие сливки;
- конфетки на случай гипогликемии (вынесено в отдельный пункт в силу особой важности этого момента);
- вода, в среднем 3,5 л (пополняется при каждой возможности).
Всегда на мне:
- кепка;
- майка, трусы, шорты;
- напузник (деньги, документы, фонарик, телефон, зап. АКБ для фото, ручка, бумажка, спички);
- сандалии;
- фотоаппарат (ну, почти всегда).
При таком раскладе с едой на 2-3 дня снаряженный рюкзак выходит под 14 кг. Обратите внимание, что в списке отсутствуют такие вещи, как газовый примус с газом, котелок и спальник. Цена этого – потеря в уровне комфорта и невозможность согреть чай в любой момент. Для более мерзлявых людей замена спальника флисовым пледом недопустима, т.к. даже мне под ним пару раз приходилось вплотную подходить к границе комфорта. Совсем без чая обходился не так часто: почти всегда имелась возможность развести костер, либо стрельнуть кипяточку.
Также в наборе отсутствует аптечка, что неправильно, но, собираясь на какбы-матрасный отдых в условиях густой населенки, я этим вопросом вообще не озаботился.
Уменьшения веса можно было достичь, отказавшись от нырятельных принадлежностей и нетбука. Это могло бы дать выигрыш где-то 1,5 кг. Но отказаться от интернета и возможности пофоткать медуз я не мог. Как вариант – нетбук можно заменить более компактным гаджетом (желательно таким, чтобы он заменял и КПК) – экономия почти в килограмм гарантирована (при сохранении функциональности).
Вторую пару обуви пришлось носить после неприятности с порывом Keen-овских сандалий. Избежать этой ноши можно, если взять одни сандалии, но прочные, а не те, что на ладан дышат.
Конец