После изматывающе-позднего возвращения из экспедиции на гору Индюк, конечно, неплохо было бы поспать до обеда, но, увы. Впереди был Краснодар, а автобус туда, разумеется, отправлялся затемно.
Так до конца и не проснувшись, загружаемся в салон. Автобус натужно взбирается на Агойский перевал, по стеклу чертят дождевые капли, а разделительная полоса помаргивает электрическими маячками почти как взлетка (вот ведь, чего только к олимпиаде не сделают!). Я впадаю в дорожную дрему, в которой незаметно проходят следующие 200 километров.
Краснодар встретил безрадостным серым небом и изредка накрапывающим дождем. Сильно чувствовалось, что поездка подошла к концу, и кроме этой прогулки по городу ничего хорошего впереди нет. В общем, настроение было негулятельное, мокрые улицы не вдохновляли, и хотелось прямо сейчас сесть на поезд и к ночи уже быть в Тамбове. Но билеты взяты, и до поезда еще почти целый день.
Первая достопримечательность, попавшаяся нам на глаза — скульптура двух щеголеватых собачек с цитатой Маяковского. Если вдуматься, совершенно бессмысленной, но, ведь сказал-то сам Маяковский! Так что цитата высечена в камне. Поэт подметил, что “Это ж не собачья глушь, а собачкина столица!” Как глубоко! Как поэтично! Я, помнится, в детстве тоже мудрые вещи говорил, например “Наш Портосик-чернохвостик, у него холодный носик.” Был бы я Маяковским, и эту фразу, глядишь, изваяли бы.
От памятника собачкам мы свернули на одну из главных улиц — Красную. Она была пуста и блестела мокрым асфальтом с осенними листьями. И ни одной машины.
Пройдя несколько кварталов оказались в одном из культурно-исторических центров города. Александр Сергеич Пушкин в обтягивающих лосинах стоял во вдохновенной позе на площади имени себя перед зданием библиотеки имени себя, глядя на здание центрального концертного зала.
Видимо, вскоре должен был случиться концерт казачьего хора, т.к. вокруг так и сновали стражи порядка, а по площади прогуливались вот такие персонажи:
Не меняя направления движения, пересекаем улицу имени все того же многострадального Пушкина и оказываемся на Соборной площади рядом с Екатерининским сквером.
Здесь возвышается памятник Екатерине второй и ее советникам, традиционно сгрудившимся вокруг постамента (примерно также, как и в Одессе, и в Питере и, наверняка еще в куче городов). Но в Краснодаре императрицу почитают особенно рьяно. Настолько, что, как оказалось, даже урны по всей центральной части города гордо украшает вензель “Е”.
Одна из самых удручающих вещей в такой погоде — это даже не мрачная серость, к ней можно привыкнуть. Самое неприятное — это условия съемки. Это только нам небо кажется тусклым и серым, фотоаппарат же видит его во всей его яркости, поэтому получить нормальное фото памятника Екатерине на таком фоне мне не удалось.
Улица Красная уперлась в Т-образный перекресток и собор Св. Александра Невского.
Решив как-то разнообразить обратный путь, мы пошли, куда глаза глядят. Глядели они сначала вдоль улицы Постовой, затем вдоль улицы Седина, и, в конечном итоге, мы, описав довольно обширный крюк, вновь оказались на улице Красной.
Видимо, Краснодар — он потому и Краснодар, что куда здесь ни ткнись, всюду выйдешь на Красную. И это совершенно не удивительно, учитывая, что длина этой улицы составляет более 5 километров, что как раз покрывает всю центральную часть города и даже больше.
Некоторые из примечательных объектов этого участка пути.
Памятник воинам-освободителям на Постовой, прямо рядом с Екатерининским сквером.
Дом, в котором размещался первый на Кубани пионерский отряд. Перед домом возвышается нечто, идентифицированное мной как скульптурное изображение печени.
Но мысль о том, что перед нами главный кубанский медвытрезвитель пришлось отбросить, прочитав надпись на постаменте. Это была, к сожалению не печень, а огонь (что, конечно, сразу же превращает всю композицию в ничто иное, как памятник зажигалке).
Порадовал чудесный домик, где под одной крышей предоставляется целый комплекс взаимосвязанных услуг: ритуальные, школа танцев Non Stop, банкеты-фуршеты, йога и студенческий (копи)центр. Цепочка событий такая: похоронили, сделали в копи-центре копию свидетельства о смерти, успокоились, посетив занятие по йоге, после чего, проголодавшись, отправились на банкет, где горечь потери окончательно заглушили изысканными напитками и яствами, так что теперь можно прямиком в школу танцев Non Stop… Ну, как-то так.
Итак, снова улица Красная. Что еще нас в ней сильно удивило, так это то, что она была закрыта для проезда транспорта. Утром мы не придали этому значения, т.к. улица, вообще, была пуста.
Теперь же здесь царило безудержное веселье, толпы народа шли по тротуарам и по проезжей части, создавая какую-то праздничную атмосферу, которую не портила даже мрачная погода.
Как и подобает главной улице города, Красная переполнена разного рода украшательствами для фотографирования, пафосными заведениями и историческими зданиями. Собственно, именно она заняла весь остаток этого дня.
Причем, поскольку к этому времени мы уже порядком подустали, дальнейшее продвижение делалось все медленнее и медленнее, т.к. я использовал любую возможность чтобы посидеть и отдохнуть, оставив Юлю наедине с ее сувенирным гоном.
Так, например, в захудалом торговом центре с книжным магазином, что рядом с филармонией, мы провели, как минимум, минут 40, если не час.
Ну, а теперь визуальный ряд. Вот, например, скульптурная композиция “Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану” в районе пересечения Красной и Горького. Оставленный свободным стульчик, натертый до блеска многими задницами фотографирующихся гостей и жителей города, словно говорит тебе “Присядь на меня! Сделай незабываемый фотокадр!”.
Далее улица Красная упирается в памятный знак в честь двухсотлетия кубанского казачьего войска.
От монумента улица разделяется на два рукава с односторонним движением, между которыми на следующие пару километров идет пешеходная аллея, изобилующая всякими украшательствами, но по причине внезапно наступившей темноты и не очень хорошего ее освещения, обратили внимание мы далеко не на все.
Хотя, конечно, нельзя было не заметить очередную скульптурную композицию по фильмам Гайдая: “Шурик и Лидочка” (та сцена, где он читает конспект через ее плечо). Они, буквально, выскочили на нас из темноты! Скульптуры выполнены с тем же качеством и в той же манере, что и герои “Бриллиантовой руки” в Сочи возле морвокзала.
Далее нашему вниманию представляется красиво подсвеченный памятник святой великомученице Екатерине, возвышающийся из неработающего в несезон фонтана:
А следом за ней сверкает огнями Александровская триумфальная арка, построенная в 1888 году екатеринодарским купечеством в честь императора Александра III. В общем, бизнес-сообщество неплохо подсуетилось, наверняка император был доволен.
Улица Красная казалась нам чем-то совершенно бесконечным, поэтому после триумфальной арки мы повернули обратно: уже стоило начать думать о возвращении на вокзал и извлечении вещей из камеры хранения.
До конца улицы и того места, где она упирается в кинотеатр “Аврора”, на самом деле, оставалось меньше километра, но нам то было неведомо, да и сил двигать ногами уж не оставалось: накатило то состояние, когда в списке желаний первые места занимают пункты:
- зайти в теплое помещение
- сесть, вытянув ноги
- чего-нибудь выпить и съесть
Для удовлетворения этих потребностей мы зашли в ТРЦ с оригинальнейшим названием “Галерея Краснодар”, что на пересечении Красной и Северной. Здесь было шумно и людно, а нам хотелось тишины и покоя. Спасением оказалось кальянное кафе “Бешка”, вход в которое притаился за одним из забитых народом общепитов. Желание отдохнуть в спокойной обстановке было столь велико, что мы не пожалели 200 рублей за приватную кабинку. И, о чудо! Здесь мы получили все три вышеупомянутых пункта плюс еще тишину и покой.
Пожалуй, на этом можно закончить историю наших похождений по Краснодарскому краю. Понятно, что после часового или более сидения в кафе, нам оставалось только добраться кратчайшим путем до вокзала и загрузиться в поезд.
Вот, собственно, и всё. Дальше — возвращение домой, безрадостный ноябрьский Тамбов, осточертевшая работа, приятные воспоминания и новые планы…