Возвращаемся к рассказу о поездке в Крым, что состоялась в апреле месяце 2012 года.
Феодосия. Замечательное светлое утро. Завтракаем, чем Бог послал, сдаем номер дядьке, оставляем у него в каптерке накупленное вчера вино и мешки с камнями (помните, мы набрали в Коктебеле по килограмму на каждого?) и выходим на улицу налегке. Наши рюкзаки все также лежат в камере хранения, но мы решаем, что нет никакого смысла забирать их сейчас – пусть уж лежат до вечера, когда определимся, что делать дальше.
Кстати, отсюда проистекает интересное наблюдение. Ведь, по сути, два полных дня мы как-то прожили без большей части наших вещей. И ничего! Не умерли! И даже было нам вполне неплохо. Так что, в принципе, без всех этих рюкзаков можно было бы вообще обойтись, а то, что мы набрали добра выше крыши – так это во мне взыграло походное стремление к автономности, а в Юле – женское гнездостроительное начало.
Как мы уже успели понять, автовокзал вместе с нашей гостиницей находятся довольно-таки на окраине, поэтому, первым делом, доехали на автобусе №4 до центра и уже знакомого нам по вчерашнему возвращению другого автовокзала. Был вторник и утренний час пик, так что ехали мы, набившись в маленький автобусик как те селедки, окруженные направляющимися на работу сонными гражданами Феодосии.
Здесь начался Юлин сувенирный гон, поэтому мы направились в сторону предполагаемого расположения моря, заходя во все попадавшиеся на пути магазины.
Миновав сквер Пушкина и мимоходом засвидетельствовав свое почтение каменному Александру Сергеичу, мы вышли на привокзальную площадь, переходящую в проспект Айвазовского.
Здесь стоял на обшарпанном розовом постаменте дедушка Ленин, задумчиво глядя вдоль улицы, никуда никому не указывая и не призывая.
Проспект Айвазовского состоит из двух частей: просто улицы и пешеходной набережной. Давайте сразу определимся, что набережной я буду называть то, что идет непосредственно по берегу, а проспектом – то, что находится по другую сторону железной дороги.
Отделяют их друг от друга железнодорожные пути с заборчиком, и пересечь их можно не везде, а только в оборудованных местах. Вообще, эта железная дорога здесь, посреди курортного города, причем, идущая прямо вдоль берега, через самое средоточие отдыха, праздности и веселья, выглядит еще более несуразно и чужеродно, чем бесконечная приморская железка Туапсе-Адлер. В районе вокзала двухколейка расползается веером дорог, идущих в порт, к терминалам и прочим объектам, скрытым за заборами с колючей проволокой, проходными и охраной.
Дико-домашние лебеди на пляже Феодосии
Вот он, переход через железную дорогу. Перед нами круглый домик с надписью «стоматология» и насосной станцией внутри. Перед домиком на площадке пасутся голуби, которых подкармливают несколько граждан. Предприимчивая бабушка сидит неподалеку на парапете и продает пакетики с подсолнечными семечками. Ну да ладно, подумаешь, голуби…
А вот весь пляж в районе круглого домика оккупирован лебедями!
Гордые птицы стояли в полосе прибоя, качались на волнах невдалеке от нее, отдыхали на гальке, смешно спрятав головы под крылья.
Лебеди тоже не брезговали всяческой едой, которой их обильно потчевали граждане. Они хватали куски булки, важно изгибая к земле длинные шеи и, временами, цыкали на обнаглевших голубей, пытавшихся и здесь урвать свой кусочек.
Приходится одергивать Юлю, подбирающуюся слишком близко к опасным птицам, как-то позабыв, чем чреват укус лебедя (да, да, укушенный превращается в лебедя и всю оставшуюся жизнь плавает голой попой в мокрой воде). В общем, птицы заняли нас надолго.
Уж мы их кормили-кормили, фотографировали-фотографировали… Восторженная Юля также также от души покормила и голубей, которые кишели вокруг нее такой массой, что саму Юлю временами уж не было и видно. Титаническим усилием воли заставляем себя зачехлить фотоаппараты и продолжить ознакомление с чудесным городом Феодосией.
Памятник феодосийскому десанту
В тупиковой части набережной, ближе к порту, установлен памятник Феодосийскому Десанту. Вокруг него роились школьники с ведрами и швабрами, а командовала ими строгая учительница. Как водится, мальчики носились по берегу, брызгались и кидались тряпками, а девочки по двое таскали ведра с морской водой. Картина вызвала какой-то прилив школьной ностальгии, хотя школу я никогда особо не жаловал.
Но уж очень веселы и беззаботны были эти дети. Хотя, их можно понять, ведь на дворе среда – значит, здесь они были вместо занятий. А что может быть лучше, чем вместо сидения в классе потусить на морском берегу? (Ну, разве что, проспать это время в своей кроватке …)
Широкая светлая набережная, заполнена немногочисленными местными гражданами, частью праздно расхаживающими, частью – выгуливающими малых детей.
Но нам сейчас не туда. Снова выходим на проспект Айвазовского к галерее великого художника. А вот и он сам восседает на постаменте.
Однако с Айвазовским у нас в этот раз отношения не сложились – именно по средам галерея закрыта.
Но, что нам галерея, когда откуда ни возьмись, на горизонте возникли во множестве сувенирные киоски! Они надолго поглотили Юлю. Будучи не в состоянии спокойно смотреть, как деньги отдаются за разные совершенно ненужные и бессмысленные вещи, я отвернулся и пошел коротать время на лавочке. Как водится, сувенирная истерия зацепила и меня, но самым краешком: таки я раскошелился на чашку, магнитики и деревянные подставочки под кружки – на подарки.
Музей Александра Грина
Прямо рядом с галереей Айвазовского есть музей А. Грина, примечательный забавной инсталляцией на наружной стене. Но я оказался темным провинциальным жителем, не читавшим Алые Паруса, и не испытывающим никакого желания идти в музей великого писателя и насыщаться духовно. Я хотел есть!
Перекусив в дивном общепите рядом с музеем Грина, мы пошли искать музей дельтапланеризма и, по совместительству, музей денег, и даже нашли его, но, как и положено, он именно в это время не работал.
Впрочем, настроение было самое что ни на есть гулятельное, погоды благоприятствовали, а впереди был еще целый день, поэтому мы не расстроились по поводу музеев и, посмотрев на карту Феодосии, неспешно направились в сторону впечатляющих размеров объекта, обозначенного как «генуэзская крепость».
Путь наш пролегал через парк «Юбилейный», средоточие достопримечательностей, и первым пунктом программы стал один из символов Феодосии:
Фонтан Айвазовского
В конце 19 века в Феодосии были серьезные проблемы с питьевой водой. А на территории имения Айвазовского находились Субашские источники с чистой и вкусной водой. Однако городские власти смущал вопрос о необходимости аренды или выкупа источников, что резко увеличивало стоимость проекта, поэтому было принято решение о строительстве водохранилища на горе Тепе-Оба. Айвазовский же, проникнувшись чувством гражданской сознательности, в 1888 г. подписал городу дарственную на ежедневный отбор 50000 ведер (600 кубометров) воды из его источников, так что строительство Тебе-Обского водохранилища было отменено.
Собственно, фонтан – это не фонтан в нашем понимании, а специальный пункт раздачи воды, поступавшей от источников. Строился он на деньги дедушки Айвазовского в честь императора Александра III, однако, учитывая заслуги художника, фонтан был назван его именем.
Вода из фонтана раздавалась бесплатно, но только для питья на месте. Вообще же в пунктах раздачи, воду навынос продавали по 0.5 копейки за 12-литровое ведро. Вплоть до второй половины ХХ века у фонтана была приделана на цепочке кружка с надписью «Выпейте за здоровье Ивана Константиновича и его семьи».
На тот момент фонтан не работал. Да и выглядел он при ближайшем рассмотрении как-то покинуто. Обойдя постройку вокруг, я обнаружил дверцу, приоткрыв которую увидел крохотную пустую каморку и учуял хорошо знакомый запах человеческого скотства. Ну, конечно же, где гопнику найти лучшее место погадить, как ни в фонтане, для него же когда-то построенном!
Напротив фонтана на фоне мрачного красного здания возвышается памятник большевику И.А. Назукину, облепленный тусующейся молодежью.
Про него больше ничего не скажу.
Памятник доброму гению
Еще один фонтан, посвященный Ивану Константинычу. Был он окружен лесами и рабочими, так что мы не стали подходить близко. Фонтан представляет собой круглый бассейн, на краю которого на постаменте стоит женщина. На заднем плане находится аркада с совершенно непонятными на первый взгляд словами: «ФЕССЛЕР, ЛАТРИ, ГАНЗЕН, ЛАГОРИО».
Я, честно говоря, так и не понял, что это значит, и лишь позже, посмотрев в интернете, к своему стыду узнал, что это же просто фамилии его известных учеников, а вовсе не шумерское заклинание вызова духов. Причем фамилии-то мне знакомые (посыпаю голову пеплом)! С толку, конечно, сбило написание большими буквами.
В центре арки благодарственная надпись: «Великому Айвазовскому и ученикам его Благодарная Феодосия».
Женщина по некоторым данным похожа на Анну Никитичну – жену Айвазовского.
Фонтан новодельный. Старый бронзовый, 1890 года – бесследно исчез во время Великой Отечественной войны. Наверное, и сейчас стоит в усадьбе какого-нибудь коллекционера или его потомков, если, конечно, не был сдан на цветмет.
Мемориал павшим воинам — вечный огонь расположен рядом с обшарпанным и обгаженным граферами кинотеатром Крым.
Башня Константина
Расположенный там же, в парке «Юбилейном» немного не доходя фонтана Айвазовского, небольшой фрагмент укреплений генуэзской крепости XV века. Характерна нетипичным для оборонительных башен того времени архитектурным решением.
Александр , в очередной раз порадовали , читаю и наслаждаюсь !Вспоминаю свою поездку . А железная дорога , через день после прибытия , оказалась совсем незаметной , наслаждаясь отдыхом в разгар сезона мы её просто не замечали.
Добавил вашу ссылку на свой сайт http://studya-3d.narod.ru/index.htm
Может не совсем в тему , но уж больно нравится! 🙂
Ооо, как приподнес! Я аж покраснел от смущения. Спасибо.
А стереосъемка — это да, это шикарная тема. Завидую столь феерическому креативу!
Мастеру слова не за что краснеть ! 🙂
Фото стерео съёмка занятие совсем не сложное , всё что надо это один фотоаппарат которым делают два снимка отодвигая фотоаппарат без перекосов примерно на 6 см параллельно земле. Потом загружаем оба снимка в stphmkre нажимаем автоматическую обработку и всё , остальное программа сделает сама. Обязательное правило , снимаемые объекты должны быть неподвижны. Сохраняем к примеру в анаглифе ( самый доступный способ для дома )
Просматривать можно с помощью красно синих очков . Если захочется очки могу прислать бесплатно у меня их полно ( пиши адрес на мой мейл ).
Всё это просто и доступно в отличии от видео.
Особенно захватывают снимки с высоты . Я раньше не понимал почему обычные кадры не потрясают воображения — это всё равно что смотреть одним глазом 🙂
Возможно на вашем сайте тоже появится 3д версия 🙂 Было бы шикарно!