Чуть удалившись от культурного центра, понимаем, что идем по совершенно вымершему городу. То есть здесь было не просто немноголюдно, как на набережной. Здесь не было вообще никого. Ни людей, ни машин. При этом небо сияло голубизной, а весеннее солнышко ласково пригревало. Ох, уж эти курортные города в несезон… не перестаю каждый раз поражаться.
Вот и стены. Вопреки моим представлениям о том, как должна выглядеть крепость, здесь все внутреннее пространство застроено жильем, а в части территории, что находится ближе к морю, угнездился какой-то военный объект с колючей проволокой.
Но сохранившаяся часть крепости все еще впечатляет. Дорога поворачивает прямо к морю, с левой стороны от нее поднимается покрытый травой склон Карантинного холма, упирающийся в древние каменные стены с двумя грозными башнями — Святого Климента и Криско. Именно этот вид в закатном освещении очень любят тиражировать на сувенирных магнитиках.
Стена и башни относятся к цитадели – особо защищенной внутренней части крепости, построенной в 1340-1343 гг. Периметр цитадели составлял 718 метров, на сегодня из них сохранилось 469. Высота стен – до 11 метров, толщина – 2 метра. Впечатление усиливается высоким расположением сооружения – на вершине Карантинного холма. Вокруг цитадели протянулась вторая линия укреплений – внешняя стена крепости с водяным рвом и тридцатью башнями. Внешний периметр крепости – 5,5 км.
Ну, что ж, вот и галочка: увидели. Теперь нужно погулять вокруг и проникнуться.
На воротцах табличка, говорящая о том, что мы вступаем на территорию культурно-исторического памятника.
Здесь имеется три небольших церквушки: церковь святого Иоанна Богослова, православный храм во имя Иверовской иконы Божей матери и церковь Георгия Победоносца.
Спиной к стенам цитадели стоит памятник Афанасию Никитину.
Тропинка ведет направо, над морем, мимо частных домиков, потом сбегает вниз. Здесь еще одна церковь – церковь св. Стефана. Дальше идет подъем на холм с сохранившимся участком внешней стены, за которым виднеется вышка с вращающимся радиолокатором.
Выбрав место с самым дивным видом, мы расположились на нем для символического распития коктебельского вина и любования окрестностями.
На обратном пути, проходя по тропинке над морем, наблюдали водящих хоровод гагар (крачек или еще каких-то уткообразных белых птиц с черными головами). В первый момент их движения казались совершенно хаотичными, однако, вскоре в них выявился четкий круговой порядок. Случайно затесавшаяся в компанию чайка выглядела комично.
Теперь мы решили пройти прямо под стенами цитадели, чтобы прикоснуться к древности в прямом смысле этого слова. Тропинка привела нас к одной из башен. На высоте человеческого роста в ней имеется дыра, в которую мы, разумеется, забрались, оказавшись таким образом внутри.
Собственно, ничего интересного мы здесь не обнаружили, ибо, как я уже говорил, внутренняя территория крепости застроена частным сектором и военными. Здесь, в Феодосии, наверное, вполне тривиально звучит диалог: «Вы где живете?» — «Да, в крепости, у башни Климента…»
Немного побродив по выщербленной стене и полюбовавшись видами, открывающимися из крепости, мы сочли программу выполненной и направились обратно.
Внутренние улочки крепости, вскоре вывели нас на улицу, по которой мы шли ранее. Соптимизировав свой путь с помощью удачной маршрутки мы вскоре оказались все в том же культурном центре – возле Вечного огня и фонтана Айвазовского.
Настала пора подкрепиться, для чего мы зашли в кафе-паб. Вслед за нами в дверь начал протискиваться дед-инвалид, похоже, с ДЦП. Я немного помог ему спуститься по лесенке. Дед уселся за столик, что-то долго выяснял с официанткой и заказал какую-то мелочь, вроде чая. И официантки его не попытались выгнать, мол распугаешь нам клиентов своим видом, а, наоборот, обслужили деда очень обходительно. Мы с умилением наблюдали за картиной, сидя на втором ярусе. Юля так расчувствовалась, что, уходя, пожертвовала деду 10 гривен.
А шашлык был дивен. Впрочем, еще бы он не был дивен после такой прогулки, как наша!
Вечерело. Набережная опустела окончательно. Разошлись многочисленные мамаши с колясками и маленькими детьми, что днем создавали здесь какое-то движение и даже сутолку. Мы медленно прогуливались вдоль парапета, любуясь на уходящее в сумрак море, проникаясь духом Феодосии и философскими мыслями. Не удерживаемся от того, чтобы украдкой пофотографировать целующуюся на буне парочку.
А вот и еще одно место, ставшее визитной карточкой города: ротонда с копией скульптуры Венеры Милосской при санатории «Восход». Здесь тоже не обошлось без разрухи, запустения и обшарпанных стен, но вычурность здания по-прежнему поражает.
Прошлись по буне, разрезающей темные холодные волны. Здесь рядом, на пляже, я нашел камешек странной редкой расцветки – в горошек.
Вот, пожалуй, и все на сегодня. Бросив прощальный взгляд на набережную Феодосии, углубляемся в город. Возможно, мы бы гуляли и дольше, но давил тот факт, что наши вещи по-прежнему находились в камере хранения автовокзала, а сегодня мы, все-таки, хотели до них добраться.
Забрав рюкзаки, возвращаемся в гостиницу, где заново снимаем все тот же номер, из которого выехали утром, наивно полагая, что вечером мы уже уедем в Керчь. Ехать вечером не хочется. Оказаться в двенадцатом часу ночи в абсолютно незнакомом городе с тяжелыми рюкзаками, со свербящей мыслью о необходимости обеспечить ночевку… Нет уж, увольте.
Вот же надо было, Саша, тебе эти фото выкладывать! Теперь буду ностальгией мучиться целый день. Я три года подряд ездила в Феодосию отдыхать — каждый камушек, каждая улочка там, как родные. Мечтаю опять навестить эти дивные места, но отпуск такой маленький, а в мире столько стран, которые хочется посмотреть. Вот и думаю: в Крым-то я всегда успею съездить… А это неправильно. Крым бесподобен, и туда можно ездить хоть всю жизнь, и все время открывать что-то новое.
О, да. Крым можно изучать бесконечно. За этот год был там три раза, и каждый раз ВСЁ было по-другому, в т.ч. и в местах, где я уже проезжал не в первый раз.