Рано или поздно с этой проблемой сталкивается любой велосипедист. Причем, тяжесть её проявлений варьируется от просто небольших неудобств при езде на велосипеде до полного слетания цепи, травм и потери управления.
Я за время моего общения с велосипедом в разное время сталкивался, пожалуй, со всеми возможными причинами проскока/спадания велосипедной цепи, большая часть из которых, как правило, бывает ясна с первого взгляда, и писать о них – то же, что писать о том, что солнце светит. Однако, как показала практика, причины эти очевидны далеко не для всех, так что, давайте по порядку.
Причины проскока цепи и способы их устранения
Плохо отрегулированы суппорты (один или оба)
Описание проблемы: Если на средних положениях суппорта неправильная регулировка может приводить к появлению левых звуков и спонтанному перескоку на другую звездочку, то в крайних положениях соскок цепи чреват либо ее полным слетанием, либо заклиниванием между звездочкой и рамой.
Велосипедист при этом может травмироваться о педали, либо, вообще, упасть.
Способ устранения: отрегулировать суппорты. Причем лучше это сделать заранее. И, что немаловажно, следует проверить их работу на всех положениях, в том числе и на тех, на которые вы в обычной жизни не переключаетесь (как-то 1-1, 1-8, 3-1, 3-8).
Это важно, потому что есть еще одна проблема, связанная с регулировкой суппорта, о которой я здесь упомяну, хотя она и не касается цепи. При неправильно выставленном крайнем положении задний суппорт в момент переключения на первую (самую большую) звезду может попасть в спицы, что чревато катастрофическими последствиями, такими как поломка суппорта и/или петуха.
Грязь (лед, ржавчина, трава) в суппортах/цепи/кассете
Описание проблемы: Механика имеет тенденцию загрязняться. Цепь велосипеда, брошенного на ночь после поездки по лужам покрывается ржавчиной и, если была недостаточно смазана, уже к следующему утру может перестать гнуться на некоторых звеньях. Грязные суппорты также могут клинить и нечетко срабатывать из-за грязи и ржавчины.
Зимой к перечисленным двум бедам добавляется еще и лед, а при летней езде по бездорожью – наматывающаяся на ролики суппортов и звезды кассеты трава.
Способ устранения: Банально, но это чистка и смазка. С предварительным растапливанием льда и разматыванием травы, конечно же.
Если чистка не представляется возможной, то можно подвергнуть все сочленения суппортов и цепь обработке смазкой WD-40 или аналогичным составом, это в 90% случаев решает проблему. Хотя, смазка поверх грязи — это, конечно, некрасиво, но действенно. При регулярном применении такого метода внешний вид велосипеда начинает внушать ужас.
Износ цепи и звезд кассеты/системы
Описание проблемы: Это рано или поздно случается с любым велосипедом. В зависимости от условий эксплуатации, качества деталей и ухода пробег до критического износа может составлять от 1,5-2 до 7-8 тыс. км. Цепь начинает проскакивать сначала эпизодически на определенных передачах при повышенной нагрузке, потом критическая нагрузка становится все меньше, а беда распространяется с самой затертой передачи на все остальные. Визуально можно отметить заострение зубьев звездочек и разболтанность роликов цепи. Поскольку болезнь прогрессирует постепенно, на убитом железе можно кататься еще достаточно долго, соблюдая определенную осторожность.
Способ устранения: Замена цепи, кассеты, системы. Обычно меняют все вместе. Существует также метод циклической смены нескольких цепей через каждые N километров (обычно N=500). Это удлиняет срок нормальной службы всей системы целом.
Автором была проведена серия очень долгих экспериментов, но четкую статистику получить так и не удалось, т.к. в разных экспериментах участвовало разное железо, и условия эксплуатации отличались. То есть, положительный эффект сомнению никто не подвергает, но его экономическая целесообразность остается под вопросом.
Частичный разрыв цепи
Описание проблемы:
На одном из звеньев слетела со штифта или разорвалась одна из щечек цепи и, цепляясь за суппорт/звезды, приводит к ее спонтанным перескокам/сбросу/заклиниванию.
Проблема из разряда особо идиотских и очевидных, однако, мне случилось впервые с ней столкнуться не так давно.
Способ устранения: Удаление из цепи дефектной пары звеньев с помощью выжимки, либо замена всей цепи.
Скручивание цепи
Описание проблемы: Цепь искривлена за счет скручивания одного или нескольких звеньев. Такое может случиться при извлечении заклинившей между рамой и звездочками цепи, либо при неудачном ее слетании.
На этой проблеме остановлюсь чуть подробнее, с некоторым уходом от основной темы в сторону антирекламы.
Если мои мытарства с проскоками и поисками правды вам неинтересны, переходите сразу к пункту «устранение».
Дело в том, что если не знать, то о самой возможности скручивания цепи самому можно и не догадаться, как это случилось со мной. Симптом такого дефекта — периодические перескоки цепи, не имеющие никакой явной корреляции с используемой передачей и нагрузкой на педали.
В моем случае необъяснимость ситуации начала меня просто сводить с ума, особенно в свете совсем недавней замены.
Я обратился в веломагазин, который тогда был в Юбилейном, а сейчас – на Советской рядом с бывшим «Школьником». Там ребята мне долго и с умным видом впаривали, что у меня сносились ролики заднего суппорта. Поменяли, содрав некоторое количество денег. Я проехал квартал и вернулся к ним же, т.к. замена не помогла.
Поняв, что клиент недоволен, ребята с еще более умным видом начали мне рассказывать, что сносилось железо, что железо сейчас некачественное, сплошной китай (а вот раньше) и т.п. Короче, хотели мне впарить еще и цепь+кассету+систему (а до кучи и два суппорта, чо уж, обуем лоха).
Но этот фокус не прокатил, поскольку никаких видимых признаков износа на железе не было, да и менял я его совсем недавно.
Положение спас Александр Осипов из велоклуба «Спартак». Не взяв с меня ни копейки, он внимательно посмотрел на цепь и голыми руками исправил скрученное звено (что заняло у него секунд 40), после чего велосипед благополучно отъездил на этом железе еще не одну тысячу километров.
А ребята из магазина продемонстрировали либо свою некомпетентность, либо нечестность. Скорее, второе, т.к. они показались мне достаточно опытными велосипедистами, чтобы не знать таких элементарных вещей. И это особенно неприятно: велосипедист велосипедиста обманывать не должен.
Способ поиска и устранения: С устранением здесь все просто: выделил нужное звено, выгнул цепь под прямым углом и выпрямил.
Главное — догадаться и найти.
Как искать? Смотрим вдоль цепи одним глазом, потихоньку ее проворачивая. Скрученное звено в таком ракурсе будет хорошо заметно.
Так вот просто. Теперь смешно вспоминать, сколько времени я мучился с этой проблемой, так что, берите на заметку, возможно, я только что сэкономил вам кучу времени и нервов.
За время немалой уже эксплуатации велосипеда знаю одну особенность необходимости смены кассеты и цепи, это когда визуально зубья на кассете( задней звезде) стают остроконечные,тогда как на новой кассете в верхней точке зуба есть некая площадочка, при длительной эксплуатации которая стирается и зубья стают острыми,вот это уже признак того,что кассету пора менять.При сильном нажиме на педали такая кассета дает громкий треск, значит цепь перескочила через одно или более звеньев… А при визуальном осмотре цепи следует обращать внимание на колечка, которые одеты на звеньевые пальчики, так вот если они сильно провалены,значит произошел их износ и возможен разрыв цепи в самый ответственный момент. Вот такие мои наблюдения.
С разрывом цепи сталкивался 1 единственный раз в жизни, и это был тот, что показан на фото.
Что ты думаешь о циклической замене цепей и имеет ли смысл при износе кассеты менять только кассету и цепь, а систему оставлять? Или менять всё сразу?
У меня на одну заднюю кассету заготовлено по две цепи. Меняю через каждые две тысячи километров; хватает на четыре-пять тысяч километров (зависит от грязи, в которой плавать приходится). Но это не в случае с не особо качественным металлом. С реально хорошим металлом (HG70-90) можно с одной кассетой по три цепи ротировать — что я в этом сезоне и планирую делать. И да, ежегодно по шесть-семь тысяч накатываю, в половине случаев с грузом 30 килограмм, не считая самого себя — под восемьдесят.