Это продолжение истории о моих первых покатушках в западном и северо-западном направлениях от Тамбова. Начало читайте в предыдущей статье. Здесь рассказывается о бывшей базе ПВО в Красносвободном, о том, как кратчайшим путем доехать с Рылеева до нового автовокзала и о том, что чувствует лыжник, упрямо идущий в глубину черных весенних полей.
Начну с повторения того, что было в начале первой части — с карты, потому что догадываюсь, что листать статьи ради того, чтобы ее посмотреть, никто не будет.
Краткое описание
Краткая выжимка для тех, кто не настроен много читать. По клику на карту она откроется на Яндекс.картах.
- Красная линия — разведывательная велопокатушка по местам будущих лыжных маршрутов.
Далее последовала серия лыжных покатушек под общим названием “Штурм дикого запада”.
- Синяя линия — вокруг аэродрома (Покровка-Киквидзе). Заброска — такси, выброска — автобус от нового автовокзала.
- Зеленая линия — бывшая база ПВО в Красносвободном
(Покровка-Красносвободное-Киквидзе) - Фиолетовая линия — вокруг северной части города (Рылеева-Киквидзе)
- Серая линия — покатушка в Большую Липовицу, но об этом не здесь.
Из важных деталей здесь можно упомянуть только, что заброска в точку 6 во всех случаях осуществлялась с помощью такси, конец маршрутов — в точках 8 и 16, откуда происходило возвращение на автобусе.
Покатушка на базу ПВО в Красносвободном
Есть у нас рядом с селом Красносвободное интересный объект. Официальное название “Оздоровительный лагерь “Дорожник”. И располагалась там в свое время база ПВО, где 6 красавиц-ракет С-75, расположенных по кругу, как патроны в барабане револьвера, несли боевое дежурство. Из космоса место выглядит как следы инопланетян:
Путь туда лежит мимо все того же аэродрома. Собственно, все пути на запад, так или иначе, проходят в пределах его видимости.
На этот раз я был более собран. Ну, если честно, то не сильно намного более. Пока собрался, пока дозвался такси, пока доехал… В общем, на лыжи я встал в 15:50.
Погода радовала. Легкий минус, голубое небо с небольшими высокими облаками, ослепительно-яркое, ощутимо пригревающее солнце и упругий юго-восточный ветер, подталкивающий в спину.
Ближнеприводные собаки, завидев меня, кинулись на операцию “перехват”. Но лыжник — не велосипедист. Маневренность его гораздо выше, а на борту он несет вооружение в виде двух палок. Собаки оказались ученые, и нескольких замахов с приличного расстояния хватило, чтобы они резко позабыли о своих агрессивных намерениях и потрусили обратно к домику и антеннам ближнего привода.
После аэродрома останавливаюсь на чашечку чая, укрывшись от ветра за торчащим в поле куском стены. Чайное время, конечно, еще не наступило, но с сушняком, донимавшим с самого начала пути, надо было что-то сделать.
После чаепития вдруг натыкаюсь на свои идеально сохранившиеся позавчерашние следы:
Вот ведь. Каких сил мне стоило нарисовать на снегу убегающую вдаль вдавленную борозду от колес и цепочку отпечатков подошв рядом с ней!
Сейчас же проношусь мимо как ветер, перечеркнув свое позавчерашнее творение размашистой елочкой, и каждый пройденный метр с легким шелестом уносится назад, доставляя теперь лишь удовольствие.
Удивительной красоты заснеженная полоса лесопосадок с уже заметными проталинами вокруг берез, привела меня к Марьевскому пруду, обогнув который я вышел к трассе Е-119 “Каспий”.
Отсюда еще примерно 3 километра по золотистому насту, и я пересекаю периметр лагеря.
В ту часть, где живет смотритель и догнивают остатки пионерских домиков, не иду. Не хочется встречаться ни с собаками, ни с их хозяином. Вряд ли эта встреча чем-то мне грозит. Просто не хочется.
Вот они, покрытые снегом фигурно расположенные насыпи. Человеческих следов нет, только собачьи.
Объезжаю центральную часть, взбираюсь на рукотворные холмики и съезжаю с них.
Пытаюсь представить, как здесь, вот на этих местах, стояли шесть нацеленных в небо ракетных установок. Десять метров в длину и 70 сантиметров в диаметре. Удивительно красивая и для тех времен совершенная машина-убийца.
Я хорошо ее представляю, помню еще в детстве, когда ходил в Питере в Артиллерийский музей, всегда первым делом рассматривал эту ракету, красующуюся во дворе. И, вообще, я в детстве очень любил рисовать ракеты, и вдохновителем, во многом, была именно С-75.
Проникаюсь. Цель достигнута, теперь — полагающееся вознаграждение. Чаепитие с шоколадкой и бутербродом. Краем глаза замечаю какую-то снующую неподалеку мелочь, скорее всего, мышь. Надо же! Кроме меня здесь, все-таки, кто-то есть!
В обратный путь выдвигаюсь еще засветло. Теперь еду в сторону Стрельцов, держась примерно в полутора километрах от трассы. Снова бесконечное пустое поле и черные силуэты лесопосадок на фоне провожающего меня заката.
Трасса плавно уводит все западнее от Тамбова, поэтому, немного не доезжая Стрельцов, я пересекаю ее. Здесь же меня окончательно накрывает темнота, но, зато, теперь я вижу торчащий над горизонтом шпиль телевышки.
Возделанные поля сменяются заросшими, с обильно торчащими из снега пучками сухой травы. Не спешу, размеренно иду классикой. Ближе к Стрельцам пересекаю замерзшую речку Большая Липовица.
Вдалеке видна трасса, огни машин, красные лампочки двух базовых станций. Там люди, цивилизация, кипит жизнь. Но вокруг меня — темное заснеженное поле и больше ничего и никого, а последнего человека я встречал уже много часов назад. Это ощущение приятно.
Преодолеваю пару небольших овражков и оказываюсь на поле, что между аэродромом и трассой. Ближний привод сегодня не мигает мне путеводным красным огнем, но здесь уже сложно заблудиться.
Упираюсь в АЗС. Всё. Лыжный путь окончен.
Через полчаса я уже в центре города, откуда неспешным шагом возвращаюсь домой по центральной улице.
Люди смотрят странно. Какие лыжи? Ведь вокруг сплошной асфальт. Некоторые спрашивают, мол, а где кататься-то? Мне смешно. Именно сейчас есть где кататься, как никогда! Но этого никак не увидеть, прогуливаясь по улице Советской…
Затяжной путь в гости или как я чувствовал себя идиотом (лыжная покатушка Рылеева-Киквидзе)
Кататься в западных полях мне понравилось, но следующие несколько дней с лыжами не складывалось. А вот 1 марта, как раз, когда для лыж был самый подходящий момент, меня пригласили в гости.
Я расстроился. Потому что в гости мне сходить хотелось, но прокатиться на лыжах хотелось не меньше. Загорился я поначалу, а потом вдруг вскричал “Эврика!” и придумал элегантное решение: надо поехать в гости на лыжах!
Путь от Покровки уже хорошо обкатан и малоинтересен, а вот северная и северо-западная стороны Тамбова до сих пор абсолютно девственны в плане расчерченности следами моих лыж.
И вот ранним утром, даже раньше 11, я выхожу из дома, и, все-таки, чувствуя себя идиотом, с лыжами наперевес, направляюсь к остановке. С прошлого выезда прошло 3 дня. За это время ведь все, наверняка, растаяло! Сейчас я приеду на край города, пойму, что снега больше нет, и поеду обратно. Примерно так я и думал всю дорогу до ул. Рылеева.
Вот я выхожу из автобуса и углубляюсь в гаражи, что обступают песчаный карьер.
Вот дорога, что по той стороне карьера. За дорогой овраги, а дальше видны поля.
Почти черные! По крайней мере, черного в них было гораздо больше, чем белого. Чувство “я — идиот” усилилось и всецело завладело моим существом.
“Абсурд! Да! Да! Я идиот! Но я не сверну! Я найду хоть пядь снега и по ней покатаюсь!” — твердил я себе под нос и продолжал уперто шагать вдоль карьера.
**Панорама карьера, можно подвигать
Дяденька-охранник посмотрел на меня… ну да. Вы догадались. Именно как на идиота. Но пропустил, пожав плечами. Видимо, решив, что с такими лучше не связываться: от человека, уперто идущего с лыжами в черную слякоть полей можно ожидать чего угодно. Водители обгонявших КАМАЗов смотрели на меня тоже как-то странно. Да и непроглядно-серое небо не выражало одобрения.
Так, по подмерзшей грязной дороге, я миновал карьер. И, о чудо! Здесь, на поле, что между карьером и новой телевышкой, было какое-то подобие снега, а вдоль посадок вполне можно было ехать. И я поехал, не лелея никаких особых надежд, морально готовясь к тому, что сейчас я чуть-чуть покатаюсь, а потом мне придется выйти пешком на окраину и взять такси.
Но получилось все гораздо интереснее, потому что, преодолев первое поле и перейдя какую-то дорогу, я обнаружил, что здесь белый цвет заметно преобладает. Такое ощущение, что вокруг города в снегу образовалась большая, на несколько километров, проталина, словно вокруг торчащего из полевого наста огромного кома земли.
Вдоль посадок даже обнаружились множественные следы лыжников. Я возрадовался и поехал вдоль ЛЭП, что ведет к Пушкарской подстанции.
Следы лыжников пропали, а я оказался в бескрайней ровной белизне поля. Удивительно! 20 минут назад я реально сомневался в том, что на лыжи, вообще, получится встать, а теперь кажется, что весь мир состоит из снега.
Сначала в стороне Тамбова можно было разглядеть кубики многоэтажек и лес подъемных кранов, потом местность чуть опустилась, и теперь из-за белого горизонта торчала только новая телевышка.
Довольно быстро я обогнул по широкой дуге микрорайон Северный и пос. Первомайский, выбравшись к перекрестку северной окружной и дороги на Лысые горы. Перекресток очень оживленный, переходил долго. Снег к северу от трассы — пыльный и очень плохо скользит.
Пересек Татарский вал, выехал к реке Большая Липовица в районе пос. Крутые Выселки и продолжил путь вдоль русла.
Вообще, к этому времени у меня сформировалась цель (помимо задачи попасть в гости, конечно). И заключалась она в том, чтобы попить чаю именно на высоком берегу Большой Липовицы с видом на расстилающиеся на той стороне Пушкари.
Из интересного на этом участке пути были 2 вещи. Во-первых — суровый тамбовский столик для пикников, изготовленный из чистого бетона.
Он так приветливо стоял на живописном берегу, что я чуть было не изменил планы и не сел пить чай прямо здесь.
И, во-вторых, следы деятельности бешеных птиц. В посадках вдоль русла десятки берез, жестоко изъедены до самой сердцевины суровыми тамбовскими дятлами. Честно говоря, от дятлов я такого не ожидал. Всегда думал, что они откалывают куски коры, под которыми водятся насекомые и личинки, ну, иногда долбят и само дерево, если оно в должной степени трухляво. А тут оказалось, что они могут практически выгрызть изнутри толстенную, совершенно нетрухлявую наощупь березу.
В общем, вывод отсюда такой: встретишь дятла — лучше беги. Против одного, может, и выстоишь, но если их стая — задолбают, без вариантов.
Тучи, тем временем, малость развеялись, и на небе появился мутный круг, обозначающий солнце. К тому времени, как я подошел к пересеченую Большой Липовицы с северной окружной дорогой, стало заметно припекать.
Посмотрев на Пушкарскую подстанцию, пересек дорогу, обошел по краю какое-то СНТ, посмотрел на проложенную в овраге трассу, где проводятся автомобильные гонки.
Вот и железная дорога на Москву. И, разумеется, поезд.
После железной дороги был забавный участок зарослей, со снегом испещренным бесчисленными следами животных.
Из реки во множестве торчат деревья, и летом жизнь здесь, должно быть, просто кипит.
Преодолеваю пару холмов и оказываюсь в поле. Здесь в некоторых местах дела со снегом обстоят плохо, поэтому мне приходится выбирать дорогу. Впрочем, лыжи снимать мне не пришлось ни разу.
Ну, а вот и цель — крутой берег с видом на церковь с. Пушкари и извилистую белую ленту р. Большая Липовица. Чудесное место для смотрения на закат, но до заката было еще далеко, а солнце опять скрылось в белесой дымке. Но так, в черно-белом варианте, тоже неплохо.
Здесь я и расположился, наконец-то удовлетворив свою потребность в горячем чае с вкуснейшей шоколадкой. Все-таки, шоколадка, съеденная дома за столом — это выброшенные деньги и лишние калории в сравнении с той же самой шоколадкой, полученной в награду за маршрут, пройденный по снежному бездорожью. И совсем уж невероятно вкусной делается шоколадка, приправленная дивным видом и осознанием какого-нибудь открытия, пусть даже совсем пустякового.
Следующим пунктом моего маршрута был дальнеприводной радиомаяк. Самолеты сегодня снова летали. Не так активно, как в первой покатушке из этого цикла, но штуки три за время моего катания в зоне видимости аэродрома пролетело.
Откуда-то, то ли из домика, то ли из военной машины, что стояла рядом, доносилось повторяющееся пиликанье азбуки Морзе, видимо, дублировавшее сигнал, транслируемый по радио.
Ну, вот, пожалуй и все. Путь вдоль Татарского вала достаточно быстро (с перерывом на съемку таймлэпса плывущих облаков) привел меня к трассе и стеле “Тамбов 1636”.
Пара километров вдоль посадок, и я оказываюсь на АЗС, откуда до конечной цели моей покатушки — рукой подать. В гости, кстати, я успел почти вовремя. Опоздал всего часа на полтора, так что ждать прихода остальных приглашенных мне пришлось совсем недолго.
Вернулся из гостей штатным образом — на автобусе. Таким образом, эта покатушка оказалась самой бюджетной из трех, т.к. удалось обойтись без такси. Также она одна из немногих, лыжная часть которых завершилась не затемно.
«П» — образная ЛЭП это промежуточная опора ПБ750-1