Личинка цикады

Часть 2: Малый Утриш-Дюрсо-Новороссийск

Крейсер Михаил КутузовПроснувшись в цикадном лесу, мы вплотную пообщались с его обитателями и продолжили свой путь вдоль моря, повстречав адекватных Свидетелей Иеговы. Прошли по исчезающей в волнах тропинке вдоль скал и заночевали на горе над Дюрсо. Далее был ужасающий путь напролом по склонам, т.к. тропа вдруг потерялась, спуск к оз. Лиманчик, озеро Абрау, вечно праздничное Абрау-Дюрсо, Новороссийск и, наконец, целевая точка — база отдыха под Анапой.

Цикады

Хоть палатка и была сыровата, основной дискомфорт ночью доставляла не сырость, а перекос, из-за которого было тяжело принять удобную позу и при этом не укатиться. Впрочем, выспаться это не помешало.

Утро, тент
Обратите внимание, какой дивный тент получился из дождевика и веревки!

Солнечное утро быстро оставило от вчерашнего буйства стихии лишь воспоминания. Вещи сушились на веревке, костерок дымил, а цикады завели свою песню, которую вчера так беспардонно прервал ливень.

Логово
Логово. От дождя, к сожалению, почти не спасало.

Вооружившись фотоаппаратом, я отправился на прогулку по переплетению тропинок с двумя целями: пофоткать цикад и попробовать выйти на дорогу, от которой до нас порой доносились звуки проходящих машин.

Вышка с радарами
Вышка с радарами. Хороший ориентир — ее прекрасно видно от самой Сухой Щели.

В процессе поиска дороги поднялся на гору и увидел… хорошо знакомую вышку с радарами, что рядом с Сухой Щелью. Удивительно. Я думал, здесь еще пилить да пилить, а, оказывается, мы уже почти дошли. Какое же оно все миниатюрное!

Тропинка в цикадных зарослях

Еще немного поплутав, оказался на той самой дороге, по которой проезжал в 2008 и 2010 годах. И никогда, никогда бы мне не пришло в голову, что в этом месте есть едва видная тропинка к морю, тайным стоянкам и стране цикад!

Дорога Дюрсо-Сукко
Дорога Дюрсо-Сукко. И никаких намеков на отходящую тропку! А она есть!

На обратном пути, разумеется, заплутал и оказался в дебрях стелящихся колючек и цепучих деревьев. Выбирался довольно долго, а пикантности к процессу продирания через дебри добавлял тот факт, что костюм мой составляли только трусы и сандалии. Но все трудности были для того, чтобы я, наконец-то, вышел к этому дереву…

Цикада

Дереву, на котором сидела и распевала свою песнь здоровенная цикада. Была она какая-то непуганая и позволила обфоткать себя со всех сторон, в т.ч. и с расстояния в пару сантиметров. А потом я ее схватил и принес пугать Елизарову. Какой же это, все-таки, монстр! Столько лет я слышал цикад, и вот впервые смог рассмотреть, как они выглядят вблизи.

Личинка цикады
Личинка цикады (шкурка)

А в процессе сборов Елизарова нашла еще одну удивительную штуку — сброшенную скорлупку личинки цикады. Застывшую оболочку жуткого хищника с мощными, наподобие тех, что у богомола, клешнями. Википедия рассказала нам, что, не смотря на вид смертоносного оружия, клешни служат личинке для копания, а не для охоты, питается же она, как и взрослая особь, соками растений, высасывая их из корневой части.

Елизарова в процессе сборов

Вдохновившись увиденным, я не поленился написать о цикадах отдельную статью на сайте ZooBot.ru. В ней есть фотографии и видеоролик, так что, кому интересно, милости прошу (открывается в новом окне).

Свидетели Иеговы

Гостеприимное место покидать, как обычно, не хотелось.

Мы снова идем по каменистому берегу, приближаясь к вышке с радарами и останкам дельфинария. Нас догоняет группа из 4 человек: мужчина и женщина постарше нас, лет 40-50, и два парня. Этим людям я рассказывал сегодня утром про смерч, когда после купания встретил их идущими в сторону Малого Утриша. Теперь вот они возвращались.

Люди оказались контактные, приятные в общении. От вышки до Сухой Щели мы прошли с ними вместе, оживленно беседуя.

Сухая Щель

А культурный шок случился у меня, когда Евгений вдруг походя упомянул, что они Свидетели Иеговы и проповедовали как-то в Тамбовской области. Сказал, и продолжаем спокойно говорить на отвлеченные темы.

Честно: не ожидал, что Свидетели могут быть в мирском общении столь живыми и адекватными людьми.

В Сухой Щели они показали нам источник воды и душ, и мы попрощались.

Путь по берегу продолжается

Ах, Сухая Щель, конечно, манила. Удобная стоянка, да и привычка: все-таки, дважды я здесь останавливался. Но до темноты было еще далеко.

Дорожка бывала весьма живописной

Мы миновали Мокрую Щель и уперлись в непроходимый забор какого-то крутого полувоенного ВИП-объекта. Путь по берегу не удался. Пришлось выходить на дорогу через территорию прилегающего к объекту санатория. К счастью, никто нас не остановил и не отправил туда, откуда пришли, так что вскоре мы оказались на знакомой асфальтовой дороге в районе базы «Фрегат».

Некоторое время шли по асфальту, что было скучно и утомительно, а дорога, ранее пройденная на велосипеде и с тех пор хорошенько подзабытая, вдруг оказалась гораздо длиннее, чем мои о ней представления.

Путь к Дюрсо

К слову, я где-то уже писал, но упомяну еще раз. Память хитрым образом ужимает образы пройденных дорог, выкидывая из них однообразные и малоинтересные участки, в результате чего, вроде бы, знакомые дороги, порой, оказываются при повторном прохождении гораздо длиннее, чем предполагалось. Это верно даже для прохождения одним и тем же способом, чего уж говорить про случай, когда путь, ранее пройденный на велосипеде, теперь проходится пешком. Описанное явление мне доводилось наблюдать неоднократно.

Дорога
Сложно представить что-либо утомительнее и нуднее этого

В общем, порядком умаявшись от этого асфальта, мы начали подумывать о том, чтобы остановиться в каком-нибудь кемпинге. Мысли подкреплялись также подозрительными тучами, высовывавшимися из-за хребта.

Как мы пробрались через автокемпинг

А вот и надпись «Автокемпинг». Спросим, что почем. 250 рублей с носа… ну, конечно, дороговато, но терпимо, почему бы и нет. Проходим в сопровождении мальчика на территорию и понимаем, что нормальных мест здесь просто НЕТ. Все удобные площадки заняты машинами, а то, что осталось — каменистые или наклонные участки где-то на проходе или рядом с летней кухней. Я почти уже согласился, но в последний момент исход дела решило Елизаровское «нет» и крайне разочарованное выражение лица. Мы отказались. Практически в тот момент, когда я полез за деньгами.

Но наш заход в этот мерзкий кемпинг вовсе не был ошибкой. Извинившись перед мальчиком за беспокойство, я вдруг догадался спросить, есть ли от их пляжа путь вдоль моря. Путь был, и мы снова оказались на каменистой полосе между обрывом и прибоем. Как же радостно было идти дальше! Какое удивительное облегчение порой приносит вовремя сказанное «нет»!

Образования на бутылочном стекле

Искупались, миновали очередную щель с пляжем и базами отдыха и оказались почти рядом с Дюрсо.

Как мы пробирались по волнам

Полоса суши между морем и обрывом становилась все уже и в какой-то момент вдруг сошла на нет.

Сначала мы шли по небольшому карнизику, периодически заливаемому волнами. Здесь получалось подгадывать так, чтобы не замочить ног. Но дальше — больше. Последние метров 50 пути по суше просто не было.

Последние сотни метров перед "Спутником" радовали
Последние сотни метров перед «Спутником» радовали

Пришлось на всякий случай спрятать технику в рюкзак, разоблачиться до трусов и перенести рюкзаки в 2 приема. В общем-то, ничего страшного в этом мероприятии не было: море спокойное, глубина, максимум, по пояс. Но вместе с разведкой местности и предосторожностями оно заняло у нас довольно много времени.

Пляж "Спутник"
Пляж «Спутник»

Вечереет, мы выбираемся на пляж базы «Спутник» в Дюрсо. Что дальше? Дьявол в виде дяденьки-художника сначала попытался нас искусить очередным автокемпингом, но спас другой дяденька, сказавший, что палаточники стоят там, в горах, а тропа начинается прямо от пляжа, в дальнем конце бухты.

Тропинку, действительно, было хорошо видно, причем отсюда казалось, что она взбегает вверх практически вертикально.

Елизарова перед подъемом
Елизарова подготовилась к подъему, надев волшебный наколенник

И вот мы карабкаемся в гору. Пляж с суетой и шумом вскоре остается внизу, а мы оказываемся на краю обрыва, под которым плещется море. Не смотря на тяжесть подъема, дорога воодушевляет. На первой небольшой вершине растет дерево с тряпочками. Места мало, но на нашу палаточку как раз хватает.

Палатка на вершине

Оставив Елизарову, я отправляюсь на разведку (мало ли, вдруг чуть дальше есть идеальное стояночное место с дровами и кострищем?). Место не находится, зато я изрядно уматываюсь, скача по влажным тропам и продираясь через напитанные водой заросли (дождь здесь, все-таки, прошел). Остановило меня внезапное осознание того факта, что если сейчас вдруг стемнеет, то обратную дорогу по темноте я буду искать, возможно, до утра. Вернулся благополучно.

Ночевка получилась неплохая.

Горная дорога к Лиманчику или ужас альтофоба

Утро, шпроты, холодная вода с лимоном, заменяющая чай. Отличительная особенность — самый ранний подъем и выход, где-то в районе 9 часов.

Вид с нашей стоянки на Дюрсо

Пошли разведанной вчера тропой. Виды и запахи были изумительны, а перспективы волнующе-туманны. Особенно радовали участки, где тропа проходила по самому краю 50 или более метрового обрыва. Иногда она ныряла в тенистые балки, иногда пересекала небольшие лужайки или участки сыпняка. Шли, восторгаясь.

Тропинка
Тропинка над морем

Но случилась маленькая неприятность: тропа вдруг исчезла. Это не удивительно, подобное часто случается с горными тропами. Мы просто не заметили какой-нибудь прикрытый ветками кустов поворот, а пошли дальше по участку плотного грунта, лишь похожему на тропу. Еще пара поворотов, и вот тропа потеряна окончательно.

Вместо тропы

Что ж, делать нечего, идем по направлению. Без тропы тяжело. Приходится карабкаться по сыпучим пыльным склонам, продираться через деревья, обильно сыплящие за шиворот колючую труху. Елизарову с ее обгорелыми плечами это последнее обстоятельство просто добивает, она периодически останавливается, чтобы избавиться от инородных предметов, но это мало помогает.

Вид назад, на бухту Дюрсо

К счастью, очередной изматывающий подъем вдруг приводит к столбу ЛЭП с оборванными проводами, а возле него обнаруживается тропа. Хорошая, утоптанная, бегущая среди каких-то ягодных деревьев.

По ней мы быстро выходим к башне базовой станции, от которой видно зеленое озерцо Лиманчик и цивилизация — раскинувшиеся по ущелью крыши домиков.

Тропа
И снова главное в кадре — тропа. Лиманчик на горизонте.

Тропа, идущая отсюда по краю обрыва, лишь изредка ныряя в заросли — это кошмар альтофоба. Людям, страдающим этим расстройством не рекомендуется просмотр фото, а тем, у кого случай особо тяжелый, лучше даже не слушать мои рассказы.

Альтофобия
Хорошо, что у Елизаровой нет альтофобии

Спустились к Лиманчику достаточно быстро и, разумеется, первым делом бросились купаться в море, для чего очень кстати оказался нудистский пляж, находящийся рядом с официальным и отгороженный от него плакатом, говорящим, что, пересекая эту линию, мы лишаемся надзора спасателей и плаваем на свой страх и риск.

В принципе, впечатлений на день нам бы уже хватило, но солнце было еще высоко — в зените.

Озеро Абрау

Ну, а путь у нас был теперь только один — в Абрау-Дюрсо. И преодолеть его можно только двумя способами — пешком или автостопом. Пройдя через территорию дикого кемпинга и большой базы отдыха, мы оказались на грунтовке, по которой и пошли, пытаясь тормозить обгоняющие машины. Но машины нас не особо обгоняли, все больше ехали навстречу, к морю. А те, что обгоняли, либо не тормозили, потому что козлы, либо не тормозили, потому что нет мест. Результат один — до зеленоватой глади озера Абрау мы дошли своим ходом.

Здесь Елизарова уже находилась в коматозном состоянии, шла на автомате, и даже купание в озере ее не освежило. Меня же очень даже освежило, и особенно порадовал проплывавший мимо берега маленький водяной ужик с рыбкой в зубах (фотоаппарат достать не успел, т.к. радость по поводу увиденного выразил слишком громко, и объект съемки поспешил исчезнуть из виду).

Хиппи-дом у дороги

От дальнейшей дороги спас нас дядечка на семерке, на котором мы срезали километров 5 пути и оказались непосредственно в культурном центре Абрау-Дюрсо: у винзавода.

Абрау-Дюрсо

Делать здесь нам, по большому счету, было нечего, ведь покупать вино у нас в планы не входило. Так что, прогулявшись по набережной с ротондой, вышли на остановку, и, заплатив 35 рублей, уже через полчаса были на автовокзале г. Новороссийска. Глядя на дорогу из окна автобуса привычно удивлялся: надо же, ведь это все я проезжал на велосипеде, причем дважды!

Новороссийск

Для меня это был уже пятый визит в город-герой. Елизарова же была здесь впервые, и, понятно, что путь наш лежал на Набережную.

Новороссийск, Набережная

Здесь все как обычно. Солнечно, опрятно, строго, просторно. Торговцев почти нет. Появилось только чуть больше аттракционов.

Радуга в фонтане, Новороссийск
Радуга в фонтане

Экскурсии на крейсер Михаил Кутузов ходят, но по времени мы бы могли потом не успеть на автобус, поэтому в пятый раз наши отношения с Кутузовым не сложились.

Крейсер Михаил Кутузов

Прогулялись до волнолома, где заточили по персику и поняли, что на автовокзал надо уже не просто идти, а БЕЖАТЬ, потому, что тетенька в камере хранения наказала нам строго-настрого забрать вещи до 19 часов.

И вот мы мчимся. Елизарова не может идти быстрее, т.к. у нее болит коленка, а я не могу, т.к. у меня вдруг (очень вовремя) развалилась одна сандалия.

Да, да, та самая сандалия фирмы Keen, прошедшая огонь, воду и даже Казахстан. Слово «вовремя» здесь употреблено безо всякой иронии: насколько развалившаяся обувь в отсутствие запасной осложнила бы наш путь по горам, страшно даже подумать. Здесь же, в Новороссийске, это было просто веселое происшествие.

Новороссийский студент
Новороссийский студент, похожий на папу из Коралины в стране кошмаров, как бы идет за тобой!

Оставив Елизарову позади, я снял одну сандалию и помчался по улицам Новороссийска к автовокзалу, и выглядело это, должно быть, презабавно.

Тетечка из камеры, все-таки, уже ушла. Я, поначалу, загорился, что либо мы сейчас остаемся в Новороссийске, чтобы забрать вещи завтра, либо едем в Анапу, а завтра возвращаемся за вещами. Но проблема решилась: у диспетчера имелся ключ, так что, в 19:40 мы уже сидели в автобусе. Цена билета порадовала несказанно — 73 рубля. Я ожидал увидеть трехзначные числа.

Капитанская жена
Капитанская жена и ее зомби-сынок как бы спрашивают: «КОГДА БУДЕТ СЛЕДУЮЩАЯ ЧАСТЬ ОТЧЕТА???»

Тем же вечером по быстро густеющим сумеркам мы добрались до базы отдыха «Пляжный поселок», заплатили за палаткоместо и легли спать. Здесь начался довольно длительный период курортно-матрасной жизни. Но и об этом периоде, как оказалось, есть что рассказать…

ПродолжениеВ начало

Автор

ivvva

Я Иванов, известный всем как Ивва Люблю я чай, кефир, а также пиво...

Один комментарий к “Часть 2: Малый Утриш-Дюрсо-Новороссийск”