«Одиссея капитана Блада» или как мы попали в кино


Бесконечные прогулки по хитросплетениям улочек Гурзуфа однажды привели нас в странное место. За очередным поворотом улица вдруг стала какой-то неожиданно средневековой. Крытые черепицей домики с массивными деревянными дверями на резных петлях, какие-то ретро-вывески…

Средневековая улица

Средневековая улица

Заинтригованные идем дальше. Вокруг никого.

Впереди — крепостная стена, бочки, пушки, а у пирса стоит корабль дивной красоты: старинный, деревянный, с фигурой женщины на носу, с пушками и переплетением веревочных снастей.

Корабль из "Одиссеи капитана Блада"

Корабль из «Одиссеи капитана Блада»

Чудо! Мы попали в сказку! В средневековье! Во временнУю дыру! А это явно пиратский городок и пиратский же корабль! Ну, по крайней мере, мы очень старались себя в этом убедить.

Тетушка в "Одиссее капитана Блада"

Тетушка в «Одиссее капитана Блада»: тема ракскрыта

Мы аккуратно подходим к кораблю. Никого! Заходим на него по мосткам. Тоже никого. Ощущение сюра просто переполняет. Крутим штурвал, бегаем по лестницам, фотографируемся. Собственно, это место нас настолько потрясло, что львиная доля всех фотокадров оказалась отснятой именно там.

Пиратский корабль

Пиратский корабль

Ну, а потом мы начинаем исследовать местность более тщательно, и выявляются забавные подробности.

  • Корабль — ненастоящий и железный внутри.
  • Мачта со сварным швом.
  • Пушки — деревянные.
  • Штурвал ничем не управляет и крутится на длинном болте.
  • За дверьми во внутренние помещения корабля ничего нет.
  • Через люк, ведущий в трюм, можно разглядеть панель управления, отблескивающую циферблатами приборов.
  • Дома сделаны из оштукатуренной фанеры на каркасе из неоструганного бруса.
  • Большинство дверей не открываются, а те, что открываются, ведут просто за стенку, имитирующую фасад дома.
  • И даже границы между каменными плитами, что под ногами, просто нарисованы краской на бетоне.

Так вот ты какая, кинореальность!

Среди декораций

Среди декораций

Сказать, что это место нас впечатлило — это ничего не сказать. Мы были в полном восторге. Тетушка выяснила, что всё виденное — съемочная площадка фильма “Одиссея капитана Блада”, вышедшего на экраны в следующем, 1991, году.

Съемки фильма "Одисея капитана Блада"

В более высоком разрешени на палубе виден человечек, рвущий на себе волосы.

Виденный нами корабль потом много раз маячил где-то в море вдали от берега, наверное, там проходили съемки морских сцен. И это было красиво.

— О, корабль, опять снимают, никак не снимут!

— Ну, да, видишь, там по палубе бегает человечек и рвет на себе волосы? Это режиссер.

— Да, да! Бегает, рвет волосы и орет на бездарных актеров “Что вы делаете изверги, вы не так играете! Чувство! Где чувство! Надо больше чувства! Дерево сыграло бы лучше!”

— И, вообще, он уже не рвет волосы, он давно лысый. Потому что все режиссеры — лысые. Это их профессиональное заболевание, потому что невозможно по-другому с этими бездарными актерами!

— Конечно невозможно! Потому что ЧУВСТВО! ЧУВСТВО-ТО ГДЕ???? Нельзя так играть, нельзя!

Примерно такие диалоги, произносимые с надрывом и жестикуляцией, происходили между нами с братцем каждый раз, когда речь заходила о корабле и съемках фильма, а “лысый режиссер” стал надолго нашим локальным мемом наряду с “геморроем” у горы-медведя. Мы столь пафосно изображали друг перед другом этого несчастного режиссера, рвущего на себе волосы, что еще чуть-чуть, и мы бы его и взаправду разглядели там, на палубе бутафорского корабля вдали от берега.

Феерическая корма

Феерическая корма пиратского корабля

Фильм и реальность: сравнение

Разумеется, я не смог удержаться от сопоставления некоторых кадров из кино и из реальности. Вообще, при просмотре фильма было очень интересно и забавно узнавать места и декорации, и, глядя на уличную драку, знать, что вот за тем углом, вот если камеру сдвинуть еще на полметра, можно будет увидеть фонарный столб и трактор.

Кадр 1: картонные домики и уличная схватка

Средневековая улица

Средневековая улица

Кадр из фильма: схватка в городе

Кадр из фильма: схватка в городе (палка между буквами «e» и «l» — фонарь)

Кадр 2: Порт на Барбадосе

Тетушка в декорациях

Тетушка в декорациях

Кадр из фильма: порт на Барбадосе

Кадр из фильма: порт на Барбадосе

Кадр 3: На корабле

Корабль капитана Блада

Корабль капитана Блада

Кадр из фильма: на корабле

Кадр из фильма: на корабле

О фильме «Одиссея капитана Блада»

А сам фильм я посмотрел 23 года спустя, в процессе написания этой статьи.

Что я могу про него сказать?

Фильм, конечно, можно рассматривать только как детский. Эдакая приключенческая картина про пиратов, того же уровня, что «Гардемарины» или «Сердца трех».

Совершенно, например, непонятно, как весь такой утонченный и демократичный свеженазначенный капитан, бывший до этого медиком, мог удерживать лидерство в быдлокоманде?

Ну, и, сами по себе, сцены побега, погонь и многие другие выглядят наивно, как рояль в кустах (почти в прямом смысле этого слова).

Например, беглецы-каторжники подготовили лодку, спрятав ее в кустах (да, да, в тех самых, где рояль). Но кусты кустам рознь. Конкретно эти располагались как раз возле дороги, по которой ездят патрули. Да мы, когда на Чатыр-Даг ходили, велосипеды с вещами и то лучше прятали, при том, что за нами даже не было погони! И вот едут патрульные. Один другому говорит, мол слыхал, в порту-то ночью лодка пропала. Куда это она могла деться. И тут… СЮРПРИЗ! Вот она, лодка-то! Разве что только об нее лошадь не споткнулась.

Ну, и подобных моментов тысячи, однако, детям, прущимся от пиратской романтики, фильм может прийтись по душе, если, конечно, они не скажут после первых 15 минут, что это скукатища.

Кадр из фильма "Одиссея капитана Блада"

И корабль капитана Блада на фоне хорошо узнаваемого Аю-Дага

ПродолжениеВ начало

Вам понравилась статья? Будут ещё! Подпишитесь, и они сами прилетят в Вашу почту!

Другие записи по теме:

«Одиссея капитана Блада» или как мы попали в кино: 3 комментария

  1. Ребята, вы, мягко говоря, несправедливы к фильму. Возможно, это по незнанию, может по невнимательности. Во первых, многие вещи о которых пишется в статье, объяснены в книге — и то, как ему вначале помогал штурман, и др. Во вторых, любой фильм — это набор притягиваний обстоятельств для выстраивания сюжета, так как сценарии, если вы не знали, пишутся с конца.

    • Ну, вот не знаю. «Терминатор» у меня, например, не вызывает ощущения детскости и притянутости за уши (хотя там она есть). А в «ОКБ» эти моменты просто белыми нитками шиты. И то, что что-то объяснено в книге, не имеет особого значения, т.к. речь про фильм. Не, я не говорю, что фильм — однозначный отстой. Но настаиваю на том, что он детский, скажем, лет для 13-15 и младше.

  2. Да и наверное советские режиссеры не знали Испанского языка — на корме у корабля Питера Блада аббревиатура SL тогда как имя корабля на Испанском Las Cinco LLagas (de Jesus Cristo) Пять ран (Христа). Так что должна быть на корме аббревиатура CL. Но фильм все равно отменный и корабль вышел красивый! И Рафаэль Сабатини в свом романе Одиссея капитана Блада рассказывает часть жизни знаменитого пирата Генри Моргана — тоже был пленен на острове Барбадос, потом бежал и стал пиратом, захватывал корабли и города и в итоге стал Губернатором Ямайки. Роман по книжке так и заканчивается, в фильме немножко по другому — больше романтики и любви. Что в общем то и лучше — Советский кинематограф выше всяких похвал!!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *