День 2. Переезжее-Костомарово (67/108 км)

МарьандревнаНочной дождик лишь пугал, и к утру от него не осталось никаких следов. Сквозь легкую дымку парило солнце. Поставив чайник, ГАК дружно отправился принимать утреннюю ванну в мутных водах Дона. Купание взбодрило. Позавтракав и еще разок искупавшись, мы, все-таки, собрали лагерь и к полудню покинули гостеприимную стоянку.

Основное направление все то же — вдоль реки.

Стоянка у Дона под Переезжим

Козья тропа

Дон не давал скучать. Грунтовка в очередной раз привела нас в тупик, как мне показалось, но, при ближайшем рассмотрении выяснилось, что тупик здесь только для машин. Дорога же превращается в заросшую тропинку, убегающую куда-то вдоль берега.

ГАК на тропе

ГАК отважно ринулся вперед, и оказался на самой настоящей горной тропе. Внизу где-то за бурной растительностью, поблескивал Дон, в другую сторону вздымались меловые склоны, переходящие вверху в глинистый вертикальный обрыв, испещренный норками береговушек и пронизанный корнями деревьев.

Обрыв с береговушками

Идти по тропе было интересно, хотя и медленно.

ГАК пытался взобраться вверх по склону, но, начиная с высоты в полтора метра свалился с жестоким приступом альтофобии под ехидное хихиканье председателя, перемежающееся трубным сморканием.

ГАК у козьей тропы

Дивные виды козьей тропы побудили МарьАндревну кататься голым телом по меловой крошке, принимая чувственные позы для обложки плейбоя. В плейбой, к сожалению, фото не взяли, но Вы можете посмотреть его здесь совершенно бесплатно:

Чувственные позы
Чувственные позы у козьей тропы

Здесь, возле Дона, меня нашел мой неведомый аллерген, в связи с чем некоторую часть пути я часто сотрясал воздух звуками как рефлекторной, так и волевой прочистки носовых ходов. Чихал я, короче, и сморкался, сморкался и чихал.

Козья тропа вдруг закончилась, и мы оказались на коровьем пляже, где нас встретили, собственно, коровы и угрожающего вида собачка с куском размочаленной веревки ни шее.

Конец козьей тропы

Пастух сидел в отдалении и нас проигнорировал. За пляжем опять вздымался меловой откос с обрывом и, наверняка там продолжалась наша горная тропа. Но ГАК забунтовал, решив, что хватит ему прыгать с велосипедами по кочкам, поэтому мы повернули прочь от Дона, вверх по глинистому, изрезанному зародышами будущих оврагов, склону.

Недалеко от Колыбелки

Вверху обнаружилась хорошая грунтовка, по которой мы с ветерком промчались до Колыбелки.

Колыбелка

Деревня раскинулась в долине, призывно маня ГАК скрывающимися где-то в ее недрах магазинами с едой и омерзительным пойлом. Должен отметить, что в походе у ГАКа включается режим повышенного потребления пойла (да, да, не воды), причем, чем оно отвратительнее, тем лучше. Здесь в целях экономии мы перешли с Кока-колы на лимонад по 16 рублей за полтора литра.

Колыбелка: раритетный сок Zuko

А апофеозом потребления разной гадости стала покупка нескольких пакетиков растворимого сока Zuko. Забавен тот факт, что с тех пор, как в начале 2000-х годов все инвайто-зукоподобные соки пропали из продажи, встречать мне их доводилось только в Воронежской области.

Колыбелка, Воронежская обл.
Жители Колыбелки приветствовали велотуристов!

Поплутав по Колыбелке, спустились к Дону, где приступили к поиску годных для купания подходов к воде. Немного поплескались с Марьандревной, Света же смотрела на нас с берега, т.к. отказалась спускаться по покрытому высокой травой почти обрыву без признаков ковровой дорожки или, хотя бы, лестницы с золочеными перилами.

Едем дальше, и новое интересное место не заставляет себя долго ждать. Перед ГАКом предстало целое поле хмеля.

Хмель - ползучее растение
Хмель — ползучее растение

Мы, конечно, и ранее уже насмотрелись на заросли этого ползучего растения, но здесь было что-то феерическое: широкой полосой вдоль берега растекался сплошной бело-зеленый ковер, имитируя застывшие волны, приподымаясь бугорками и складками оказавшихся под ним кустов и неровностей грунта.

ГАК во хмелю

Чем-то мне это буйство флоры напомнило фильм “Руины”, где страшные лианы оплетали и сжирали все, включая людей и животных. Но было красиво, а голова шла кругом от сладкого запаха. Здесь было сделано несколько фотографий, объединенных двусмысленным названием “ГАК во хмелю”.

Натыкаемся на пляж, приходится опять купаться, ибо на этот раз Светлана Неизвестная, все-таки, соблаговолила омыть в мутных водах Дона свое прекрасное тело.

Неизвестная в Дону

Снова дорога вдоль Дона. Кое-где по самому берегу, кое-где отступая от него. И снова попадаем в тупик. Здесь стоит лагерем одинокий мужик, ловит рыбу. Поясняет, что дороги дальше нет, надо возвращаться. Нам не впервой. Вокруг буйство луговой растительности, попадаются рощицы.

Как мы не заметили целую реку

Удивительно, но здесь в некоторых местах уже царит своя локальная осень: трава желтая и жесткая, а дорога усыпана аппетитно хрустящими под колесами опавшими листьями.

Слияние Дона и Сармы: локальная осень

Грунтовка становится все более и более заросшей, что начинает вызывать некоторые сомнения… Но еще до того, как эти сомнения озвучиваются, становится все понятно: ГАК снова в тупике. На этот раз путь нам преградила впадающая в Дон речка Сарма, густо заросшая и полная прыгающей, поющей и летающей живности.

р. Сарма

Не заметили. Как можно было не заметить целую реку? — Спросит читатель. А очень просто. Будучи обделенными таким чудом техники, как GPS-навигатор, мы ориентировались по-старинке — с помощью компаса и карты. Карта же была распечатана на нецветном лазернике и уже прилично помята, в силу чего крохотная серая вилюшка Сармы оказалась нами незамеченной вплоть до того момента, как мы в нее чуть не въехали.

Разворачиваемся, на развилке поворачиваем вдоль реки в поисках брода или моста. Осенне-летний лес заканчивается, мы выезжаем на луг, упирающийся в отдалении в изрезанный промоинами слоистый меловой обрыв, вдоль которого и идет дорога. Места начинают казаться мне смутно знакомыми, и действительно, вскоре выезжаем к табличке “Гослесфонд. Лесник Кириченко С.Ст.”.

Марки

Отсюда уже рукой подать до деревни, мы выезжаем на асфальт и направляемся в Марки, заправляться пойлом — ГАК уже страдет от жажды (то есть, на самом деле, не от жажды — воды-то у нас с собой полно, — а от желания залить в себя прохладной сладкой и пузырящейся жижи).

Марки. В подсолнухах.

Здесь я пытаюсь найти дорогу, по которой мы когда-то ехали, и, разумеется, не нахожу. Ну да ладно, ведь у нас есть карта и компас, зачем нам дороги? Решив так, ГАК выезжает из Марок, устраивает перекус на обочине среди подсолнухов.

Отсюда идут две дороги — хорошая в неправильном направлении и плохая в правильном. Что-то подсказывает, что, наверняка, люди из Марок регулярно срезают угол до Юдино и Студенца, поэтому нужная нам дорога, скорее всего, та, что более наезжена. Но компас говорит противоположное, и мы ему верим.

Марки, Воронежская область
Подъем от Марок

Вверх, вверх, вверх, мимо очередных подсолнухов, посадок, бурьяна… Далеко внизу виднеются Марки, солнце уже заметно клонится к закату.

Дорогу преграждает забор. Причем не какой-нибудь коровий заборчик в два бревнышка, а новехонькая изгородь, сверкающая натянутой как струна колючей проволокой без малейших следов ржавчины. И уходит она влево и вправо на сколько хватает глаз. Едем вдоль колючки.

Непонятный забор среди поля

Через пару километров она вдруг обрывается, но нам не легчает, потому что дорога не поворачивает в нужном направлении, на юг, а продолжает уводить нас все дальше на запад. Что же делать? Ну, а что в таких случаях обычно делает ГАК? Он исходит из принципа, что если дорога не идет куда ему надо, то это исключительно проблема дороги, и никак не ГАКа! Тем более, что где-то вдалеке скошенное, покрытое жесткой соломой, поле пересекала темная полоса посадок, вдоль которой виднелись палочки столбов ЛЭП. А народная примета гласит, что если видишь ЛЭП — знай, где-то там поблизости должна быть и дорога.

ГАК снова штурмует целину

Мы отважно сворачиваем в поле, и, подпрыгивая на комьях сухой земли, и перескакивая борозды движемся к посадкам со скоростью 7 километров в час. Я останавливаюсь пофотографировать, а когда догоняю ГАК, вижу их стоящими возле деревьев с видом весьма обескураженным. Когнитивный диссонанс: ЛЭП есть, а дороги под ней — нет. Неужели соврали народные приметы? Не может быть! Протискиваемся через заросли и, о чудо: грунтовка. Весьма заросшая, но вполне проходимая и, что самое главное, ведущая в нужном направлении.

Члены ГАК начинают негодовать по поводу обширности земель, длины нашего пути, усталости и желания искупаться. А мое сообщение о том, что от Дона нас отделяет, в лучшем случае, километров 8 добавило масла в огонь.

Костомарово

Грунтовка уже начала казаться бесконечной даже мне, когда мы, увидели какие-то признаки цивилизации и, наконец-то, выехали на асфальт. Ну что ж, осталось сделать последний напор.

Поворот на Костомарово, Воронежская обл.
ГАК на пути в монастырь

Вот и указатель “  <= Монастырь 9  ”. “Еще девять километров! Мы не осилим!” — обреченно сказал ГАК и поехал — деваться было некуда. Последние следы солнца исчезают и нас начинают стремительно накрывать густеющие сумерки, когда ровная дорога переходит в спуск, который заканчивается феерическим даунхиллом.

Часовня на Голгофе, Костомарово
Костомарово на горизонте, добрались!

На скорости под 60 километров в час ГАК триумфально вылетает на финишную прямую и останавливается у входа в монастырь. Ура! Цель достигнута! На часах около 9 вечера. Охранник посмотрел на нас удивленно, и поинтересовался, в курсе ли мы, до какого времени монастырь открыт для посетителей. Я его успокаиваю, что мы придем только завтра. ГАК разворачивается и едет по центральной улице Костомарово. Ночлег — вот теперь основная задача.

Подходящее место нашлось в районе святого источника, что в паре километров от деревни. Кто-то в этом месте стоял совсем недавно — сочная осока была ровно примята палаткой. Грунтовка проходила в непосредственной близости от нашего лагеря, но это с лихвой компенсировалось хорошим подходом к воде с небольшим пляжиком.

Венец трудного дня — вечерняя трапеза, чаепитие и купание в Дону. На свою голову соглашаюсь поставить палатку без тента, ибо душно. Как все, наверное, уже догадались, проявления закона вселенской подлости не заставили себя долго ждать: стоило нам улечься и заснуть, как вокруг послышался легкий шорох сыплящихся с неба капель. Дождь! Ну, конечно же! Кто бы сомневался! Пришлось мне вылезать и прыгать вокруг палатки, натягивая тент. ГАК же в это время демонстративно посапывал.

Продолжение

Автор

ivvva

Я Иванов, известный всем как Ивва Люблю я чай, кефир, а также пиво...

День 2. Переезжее-Костомарово (67/108 км): 8 комментариев

1. Как всегда, Александр, написано интересно и с юморцом… Молодцы ваши ГАКовцы, вижу вы вместе ТУРуете уже давно, с удовольствием почитаю и остальные ваши отчеты о походах. В этом году у меня по плану тоже хороший 3-х недельный велопоход по горному Крыму(очередной) в мае месяце, вот только отчеты не хватает терпения написать,ведь походов по Крыму больше 10-ти…,материала много разного накопилось. Ну всем вам благ, классных походов, до встречи на маршрутах…)))

1. Спасибо, Василий. Да, мы с ГАКом с 2009 года совершаем серьезные (в смысле, многодневные) вылазки. А до этого иногда так покатывались, по мелочи.
      Трехнедельный… Да еще и по горному Крыму! Завидую.
      У меня именно велопоходов по Крыму было 2. Из них один был, считай, «пеший с велом за спиной» — это когда мы Чатыр-Даг штурмовали по ишачке.
      У меня, если все сложится, в этом году по плану пройти маршрут вдоль Дона из Воронежской области и до впадения в Азовское море. Но это пока вилами по воде.

2. Классная поездка! Я бы с удовольствием присоединился к вам! А это как-то приносит вам доход или за свой счет? И как можно постоянно путешествовать, ведь обычно работа не пускает? Можно ответить в личку

1. Да нет, зачем в личку, отвечу здесь. Постоянно здесь никто не путешествует. Конкретно эта статья рассказывает о велопоходе уложившемся в одни полные выходные плюс два дня, что вполне может себе позволить даже очень занятый человек. Себестоимость данного похода нигде даже не приводится, ибо она мала, практически сводится к цене пути Тамбов-Воронеж-Лиски и обратно, что меньше, чем 1000 рублей с носа.
      По поводу того, как все время путешествовать — тема отдельная, с походами выходного дня связанная мало. Посмотрите эту статью: http://iftravel.ru/downshifting