Вот и утро. От ночного дождя остались только воспоминания, а лениво выползший из палатки ГАК приступил к обычным процедурам: купанию, завтраку, чаю и самому неприятному — сворачиванию лагеря.
Святой источник на берегу Дона
Прежде, чем покинуть стоянку, осмотрели святой источник с купелью, рядом с которым мы стояли. Купаться никто желания не изъявил: уж очень каким-то зябким и ленивым было это утро. В нишах стенки купели в благостном умиротворении восседали две лягушки.
Свято-Спасский женский монастырь
Впереди был монастырь — цель паломничества и главный и единственный пункт нашей культурной программы. Упрощенная схема монастыря в моем исполнении выглядит вот так:
К монастырским вратам подъехали около полудня. Прицепив у входа велосипеды и получив у охранника платья для женского состава ГАК, мы вошли на территорию святой обители.
Собор Спаса Нерукотворного образа возвышался по правую руку на фоне блеклого неба. Удивительное строение: им хочется любоваться и, конечно же, фотографировать, фотографировать и еще раз фотографировать.
Впечатление от пребывания в монастыре немного портил находившийся в самом разгаре ремонт какого-то не то жилого, не то административного здания, что справа от дороги. Звуки всяческого электроинструмента с перерывами сопровождали ГАК все время нашей паломнической прогулки.
Первым делом мы, разумеется, направились в церковную лавку за сувенирами и свечками. Ах, какие там свечи! Я редко имею дело с церковным реквизитом, поэтому не знаю, насколько это явление типично, но меня оно поразило: сделаны свечи из пчелиного воска и источают изумительный медовый аромат. Кажутся какими-то теплыми и живыми. С одной я так и не смог расстаться, увез с собой, а все время нахождения в монастыре периодически ее нюхал. А стоили они по 3 рубля…
Ну вот, теперь мы готовы для посещения религиозных объектов и первым делом направляемся в Собор Спаса Нерукотворного образа. Здесь в полумраке слышится шорох множества шагов. Девочки-монашки что-то рассказывают туристам-паломникам, дают исторические справки и рекомендации по оптимальному распределению свечей между иконами.
Кельи старцев-затворников
Две вырубленные в мелу кельи святых старцев окончательно заросли плесенью. Еще в прошлый мой визит в Костомарово было видно, что шпатлевка, которой замазывали на стенах надписи, оставленные гопотой прошлого столетия, не очень дружит с прохладой и влажностью. За два года все стало еще хуже: теперь зелень покрывает все стены, а вместо чистого прохладного воздуха мелового подземелья там стоит тяжелый густой запах затхлости, вытекающий из келий наружу, так что он чувствуется уже на подходе.
Если бы какой-нибудь затворник попытался сейчас пожить в одной из них, думаю, вряд ли он протянул бы и полгода: даже истовая вера не спасла бы его легкие в такой атмосфере.
Храм Серафима Саровского
Следующий объект по ходу тропы — храм Серафима Саровского. Здесь никого. Погружаемся в благодатную прохладу и темноту, нарушаемую светом потрескивающих свечей. Вокруг тишина, шаги гулко отдаются под сводами. Некоторое время молча стою, проникаюсь. Ставлю одну из свечек. Не знаю кому и зачем, просто потому, что это красиво. В очередной раз думаю о том, что святые старцы были не дураки, что выбирали для молитвы такие места, и о том, что темному деревенскому жителю Воронежской губернии сложно было остаться безучастным и не уверовать (или не укрепиться в вере), когда попадал он в подобный храм. Говоря лженаучным языком: здесь есть особая энергетика, и я соглашусь, что бы под этим понятием ни подразумевали.
Еще забавная деталь: над аркой внутренней двери при входе в храм, на высоте двух метров висит гнездо с ласточкой, откуда та важно поглядывает на посетителей. Да и вообще, ласточки здесь везде (что, конечно же, свидетельствует об энергетике). Их гнезда торчат из-под крыш и темнеют почти над каждым окном.
Пещера покаяния
Тропа заканчивается небольшой площадкой перед Пещерой Покаяния. Здесь главное пройти со свечкой по длинному коридору вглубь горы, осмыслив по дороге свои прегрешения, и покаяться в тишине и единении в маленькой комнатке в конце пути. Завораживающий ритуал. ГАК честно выполнил всю его показательную часть. Какие же, все-таки, затейники эти монахи! Вот попробуй тут не проникнуться!
Костомарово vs Киево-Печерская лавра: ощущения
Немного о степени проникновения в сравнении с Киево-Печерской Лаврой, где мне довелось побывать в марте. Чисто по моим ощущениям нерелигиозного человека — в Костомарово душевнее. Может быть это потому, что здесь бывает гораздо меньше народу? В Лавре я не испытывал чувства приобщенности к чему-то, и как-то не очень трогали меня бесчисленные киоты с мощами что стоят в нишах в подземной ее части (возможно, опять же, из-за постоянно текущего мимо людского потока, частью которого я являлся). В общем, в Костомарово мне понравилось больше. А на искренне верующих граждан место это должно произвести еще большее впечатление.
Мы выходим на площадку и направляемся обратно, к храму Спаса, и оттуда вниз, ко входу в монастырь, откуда ведет вверх путь на Голгофу. Тучи к этому времени развеялись, и пришлось мне заново фотографировать виды монастыря в изменившемся освещении.
Голгофа и часовня Распятия Господня
Подъем на Голгофу по сухой погоде без дождя оказался не столь фееричен, как в 2009 году, но тоже был не лишен своих прелестей.
Зашли в часовню Распятия Господня, где с тех пор появилось предупреждение примерно такого содержания: “Братья и сестры, убедительная просьба не засовывать пожелания в щели креста!”. В виду этого бумажки покрывали подоконники, а на полу у входа для них стояла специальная мусорная корзина с совком и веником.
А возле креста, что на вершине Голгофы, Господь явил чудо: у всех сразу заработали сотовые телефоны, которые ничего не ловили на территории монастыря, раскинувшейся в глубокой ложбине меж меловых холмов. С благодарностью все трое схватились за трубки и принялись названивать родным и друзьям, попутно любуясь открывающимися на 360 градусов дивными видами монастыря, деревни Костомарово, плавными округлостями рельефа и белыми ребрами меловых обнажений. Разумеется, здесь я снял очередную панораму из серии “склею когда-нибудь, как время будет”.
Ну, вот и все. Вместе с радостью от созерцания и осознания того факта, что мы здесь, пришло и понимание того, что паломничество наше окончено, и теперь можно переходить к заключительной вехе похода — обратному пути. Мы начали спускаться. Я воспользовался методикой спуска “нестись под гору сломя голову”, поэтому оказался возле велосипедов намного раньше ГАКа.
Прежде, чем сдать юбки и сесть на велосипеды совершаем еще один бросок вглубь монастыря для заполнения бутылок водой из колонки (кстати, в 2009 году ее там еще не было, был просто шланг, бочки и черпак).
“Главное — духовность!” — произносит со значением МарьАндревна и начинает вкручивать педали.
Чудесный виды собора. Даже не знал о такой красоте. Приятно удивили!!! Успехов Вам во всем!
дивные места!:)
Сначала был сражен Вашей схемой монастыря, повеселился от души 🙂 А таких необычных храмов и соборов отродясь не видел. Удивили, спасибо!
Помогите найти телефон монастыря в Костомарово.
Ну, я его не знаю, а больше, чем поиск в Яндексе я Вам вряд ли смогу сказать. Хотя, судя по дате, проблема уже не актуальна.