Изучив территорию спелеобазы и обфотографировав со всех сторон остов чудо-тягача, собрались в путь. Задача – спуститься с плато Чатыр-Даг, и единственный вариант, который был нам известен на тот момент – 16-километровая грунтовка через Мраморное. Но по пути, конечно, надо заехать в чудесный буфет у пещеры «Эмине-Баир-Хосар» и насладиться тамошними хотдогами.
Откушав, поехали дальше, но вдруг наткнулись на развилку, от которой идет чудесная асфальтированная дорога к пещере «Мраморной». Ну, как же мы там не были? Надо исправить. По крайней мере, посмотреть, что там да как.
Спуск с Чатыр-Дага в Мраморное через мраморный карьер
Этот поворот к пещере внес коррективы в наш план. Постояв перед кассой, но решив, что денег жалко, настроение не пещерное и, вообще, надо ехать, мы уж было повернули назад, но… Уж очень дивные виды отсюда открываются на мраморный карьер, и сама собой возникает мысль, что, ну наверняка, наверняка должна быть какая-то альтернативная тропа для пешеходов. Ведь автодорога – это совершенно сумасшедший крюк!
Испросили какого-то мужика. Да, действительно. Под ЛЭП идущей с горы вниз, имеется нагромождение камней, местами напоминающее тропу. Мы поблагодарили мужика, перелезли через парапет и двинулись в неизвестность.
Неизвестность была крута и местами сыпуча, так что часть пути мы вели велосипеды на тормозах, едва не начиная съезжать вместе с ними.
После пары спусков и подъемов, справа от нас открылся вид на изумительной красоты ущелье, где, согласно карты, должны были находиться два грота. Бросив велосипеды в укромном месте, мы углубились в ущелье, и долго ходили по нему.
Один из гротов мы даже нашли, но ничего интересного в нем нет, кроме реликтовой надписи, которая гласит, что сделана она, якобы, в 1914 году.
Здесь местность особенно богата на съедобные ягоды, как-то боярышник, черемуха, шиповник.
От осеннего разноцветья рябило в глазах, а фотоаппараты так и щелкали.
Получив массу удовольствия от созерцания и прыганья по камням, возвращаемся к велосипедам. Впереди последний, самый тяжелый на этой тропе подъем, после которого начинается спуск.
Тропа вливается в грунтовку, идущую поверху в обход мраморного карьера, и по ней мы быстро и почти без происшествий съезжаем в старое-доброе Мраморное. Почти – потому, что, не смотря на всю нашу осторожность, в одном месте я, все-таки, ухитрился сделать неловкое движение на сыпучем грунте и свалился.
При падении ни я, ни велосипед не пострадали, зато, ДенисАнатолич долго смеялся и показывал пальцем.
От карьера до Ялтинской трассы под уклон мы долетели с бешеной скоростью, а вот дальше начался самый утомительный и малоинтересный участок нашего похода.
Подъем на Ангарский Перевал
Вечерело, а мы не спеша вкручивали по Ялтинской трассе в сторону Алушты. Эти 15 километров от Заречного до Ангарского перевала показались нам совершенно бесконечными.
В формировании такого ощущения сыграли роль несколько факторов:
- на протяжении почти всей дороги идет подъем, причем, местами довольно заметный
- трасса скучна после разного рода гор и ишачьих троп
- было довольно прохладно, как раз так, когда в движении жарко, но стоит остановиться, и холод тут же начинает заползать во все возможные места
- вся эта дорога, включая скакания по ущелью, спуски и подъемы, проходила на энергии двух хотдогов, которые мы съели на Чатыр-Даге
Вот последняя, причина, возможно, и была усугубляющим фактором для трех предыдущих. А как так получилось? Да очень просто. Как-то всё тут казалось рядом и быстро. Но спуск-подъем по горной тропе с часовым отвлечением на исследование ущелья – это уже немало, а тут еще и нескончаемая дорога к перевалу. В общем, время пролетело незаметно.
Из наиболее запомнившегося на этом участке пути – вид на Ангар-Бурун и край плато Чатыр-Даг снизу.
Гора возвышалась мрачно-синей громадой, и не верилось, что вот еще вчера мы шли по тому самому темнеющему краю и сидели вот там, на самой верхушке.
Ангарский перевал, ну наконец-то! Мы останавливаемся передохнуть на огороженной площадке. Здесь стоит памятник троллейбусу. Троллейбус этот выпуска 1972 года проехал 19 млн. километров и перевез около 20 млн. пассажиров. Уж не знаю, как это посчитали, но цифры впечатляют.
К слову, на всем протяжении пути по трассе, нас сопровождали троллейбусные провода, и сами рогатые нас периодически обгоняли.
Здесь мы уже были как раз в подходящем состоянии, чтобы упасть и заснуть, но это была еще только половина культурно-спортивной программы этого дня.
Поляна «Школьная» и поиски Кутузовского озера
Определившись с направлением, мы углубились по автомобильной дороге в лес и вскоре оказались на площадке, вокруг которой мрачно громоздились какие-то запертые кафешки и домики. Сверху – ослепительная луна. И ни души.
Как обычно бывает, когда рядом Попов, я полностью отключился от проблемы поиска дороги и выяснения направления. Ведь на то он и Попов, чтобы все знать. Поэтому мы для начала ломанулись вниз по замечательной асфальтовой дороге. Ехалось прекрасно, колеса жужжали, в глаза бил ветер. И так бы мы и ехали до выезда опять на трассу, если бы ДенисАнатолич что-то не заподозрил.
В общем, он выслушал всё, что я о нем думал, и мы вернулись обратно на площадку. Наша дорога, конечно же, была вовсе не асфальтовая, и вела она, разумеется, не под гору, а совсем наоборот.
Вскоре мы выехали к какому-то месту, которое быстро идентифицировали как поляну «Школьная». И здесь бы нам и остановиться, но ведь нет! Мы хотели к воде! А ближайшая вода от нас была – Кутузовское озеро, и по карте до него было, смешно сказать, меньше 2 километров.
Но не так-то просто оказалось найти в лесу это озеро, потому что троп, как таковых, здесь не было. Часть засыпана листьями, часть – не тропы вовсе, а следы от квадроциклов, выглядящие как тропы. Благодаря этому наши петляния с фонариками длились долго и выматывали сильно (напоминаю, что мы так ничего и не съели, а лес изобилует перепадами высот).
Стоянка №5: Поляна «Школьная»
В итоге, угробив еще час на поиски, и ничего не обнаружив, плюнули на все и вернулись на Школьную, где и разложили лагерь.
Костер, чай, еда, уют. И еще еда. И еще немного еды. И еще. И сгущенки.
Попов в этот раз засыпал палатку листьями еще тщательнее, чем в Тисовом ущелье. А для большего уюта дополнительно подпер с подветренной стороны валявшейся неподалеку деревоплитой.
К тому же, мы пытались обогреваться внутри палатки свечкой в фонаре, который я вырезал ножиком из баллона от газа. Уюта это тоже добавило, правда, вместе с ним, и капель стеарина на спальниках и одежде. В общем, уютная стоянка получилась.
Утром мы поняли, почему поляна называется «Школьная». Весь лес наполнял галдеж: недалеко от нас по тропе шла налегке целая огромная толпа школьников в сопровождении преподавателей. Ведь отсюда есть залаз на Ангар-Бурун, и, видимо, это здесь весьма популярный способ организации активного отдыха.
После утренней трапезы собрали лагерь и выехали обратно к площадке с домиками. Как ни странно, на этот раз под гору. Собственно, начиная с этого места нам ни разу больше в этом походе не пришлось преодолевать подъемы. Только вниз, вниз и вниз.