День 13. Чатыр-Даг-Симферополь, 40 (359) км

Хребет Чатыр-ДагДивное утро в тенистых палатках. Ах, если бы сегодня вечером нам не предстоял путь в Симферополь, мы бы, конечно, от души повалялись еще часиков до 12. Однако, фактор времени давил, а планы строились наполеоновские, поэтому подъем был быстр. Поиски пещер «Холодная» и «Тысячеголовая» откладываем на потом, а начать решаем с похода на хребет Чатыр-Даг, по той причине, что местоположение пещер известно лишь приблизительно, а хребет — вот он, не промахнешься.

Понадеявшись на авось и скрытое положение нашей стоянки, выдвигаемся, беспечно оставив лагерь на попечение духов этого места.

Трудно описать словами всю прелесть прогулки по плато Чатыр-Даг.

Чатыр-Даг, сад камнейПрозрачные рощицы, шуршащие сухими листьями, сменяются всхолмленными полянками, где среди травы, живописных кустиков и зеленых клякс стелющегося можжевельника светлеют глыбы и россыпи известняка и живописно торчат карликовые деревца, словно ты идешь через какой-то бесконечный сад камней.

То и дело встречается что-нибудь съедобное: кизил, боярышник, шиповник, груши, яблоки, тёрн… наверное, половину всего времени нашей прогулки мы что-нибудь да жевали.

Чатыр-Даг, барбарисСовершенно внезапно сама собой решилась проблема поиска «Холодной» и «Тысячеголовой». Мы к ним вышли, причем, оказались они совсем рядом друг от друга и совсем не там, где они были отмечены у меня в GPS. Т.е. сами мы бы их не нашли в жизни, так что, это явно был знак особого расположения к нам богов навигации.

Чатыр-Даг, ТысячеголоваяПосещение Холодной — 1 час.

Посещение Тысячеголовой — минут 30.

В Тысячеголовой встретили крымских туристов и забросились вместе с  ними.

Нет, конечно же при коротком залазе без снаряжения, пещера Эмине-Баир-Хосар однозначно выигрывает по сравнению с этими двумя.

Всамделешний спелеолог, Чатыр-ДагВ небольшом лесочке встретили две группы всамделишных спелеологов, забрасывавшиеся с применением альпинистского снаряжения. Немного постояли, позавидовали, однако, наши сегодняшние планы теперь лежали не в глубине, а как раз наоборот — казавшиеся до этого недостижимыми склоны хребта Чатыр-Даг уже маячили гораздо ближе, хотя, в то, что на них удастся взобраться, по-прежнему как-то не очень верилось.

Хребет Чатыр-ДагВ очередной рощице тропинка юркнула под покров опавших листьев и потерялась, ибо, вела она, видимо, к имевшейся здесь темной щели, из которой призывно веяло подземным холодом.

Но что нам, лосям, тропинка? Хребет Чатыр-Даг — ориентир слишком заметный, чтобы мы могли потеряться. Так что — курс напролом на гору, благо никакая растительность помимо выжженной солнцем травы и пятен стелющегося можжевельника путь нам не преграждала.

Ах, как мы ошибались по поводу этого можжевельника! Не так-то он оказался безобиден. Когда деревья закончились, и оказалось, что мы уже идем по склону, зеленые кляксы начали собираться вместе, пока вдруг не оказалось, что мы идем по сплошному можжевеловому покрову с кое-где торчащими каменными площадками.

Ох, как же плохо этот можжевельник совместим с сандалиями на босу ногу! Наше с Витьком передвижение через некоторое время превратилось в настоящий ад. Каждые 10 метров мы останавливались для выдергивания колючек, обильно впивавшихся во все части стоп. ДенисАнатолич и Люба в кроссовках маячили впереди и подолгу нас ждали. Проблему частично решило надевание носков, дело пошло быстрее.

День 13: Чатыр-Даг

Потом мы вдруг вышли на тропу, быстро доставившую нас на гребень, за которым обнаружилось еще одно плато (в некоторых источниках называется верхним плато Чатыр-Даг). Увы, углубляться в его недра и прокладывать путь на гору Эклизи-Бурун мы уже не могли — не позволяло время, поэтому мы взобрались на самую высокую точку из находящихся поблизости — пик “Гребешок”, если верить викимэпии (правда, нигде кроме нее подтверждений этого названия я не обнаружил).

День 13: Чатыр-Даг, вид на плато

Впрочем, как ни называй, а открывшиеся отсюда виды нас просто заворожили: можжевелово-известняковый склон круто сбегал вниз, плавно переходя в нижнее плато Чатыр-Дага, лежавшее перед нами, как на ладони. В бинокль можно разглядеть все, как на гугл-картах, только по-настоящему.

Каким же маленьким представлялось это плато отсюда! Казалось, что вот оно, пятно деревьев, скрывающих наш лагерь — спустись с горы, выбери нужное направление, и через 15 минут ты на месте. Но, разумеется, все это были лишь шутки горного мировосприятия: далеко не 15 минут отделяли нас от стоянки, а все два часа, причем два часа быстрым шагом по тропе, ведущей в нужном направлении.

Уходить не хотелось, и, если бы ни фактор времени, наши посиделки на вершине могли бы запросто затянуться еще на часок.

Спуск оказался проще, чем подъем, в основном, потому, что на этот раз мы не блуждали, а целенаправленно шли по тропе. Быстрее всех, подобно 90-килограммовой бомбе, вприпрыжку вниз летел я, оставляя более осторожных товарищей далеко позади. Спуск к подножью хребта Чатыр-Даг занял у нас примерно полчаса.

Чатыр-Даг, рощаЕще полтора часа мы пересекали плато по живописной тропинке, бежавшей то по безлесым местам, то нырявшей в буковые рощицы и исчезавшей под ковром из опавших листьев. Здесь нам встретилась хозяюшка плато, при нашем приближении замаскировавшаяся под простую каменную пирамидку, и удивительно вкусная дикая груша, поделившаяся с нами целым мешком плодов.

Хозяйка медной горы, Чатыр-Даг

Вот и наш лагерь. С замиранием сердца приближаемся к деревьям, где-то в глубине души ожидая очередную шутку лешего в духе “никого нет и всё другое”… Но нет, палатки, велосипеды, мотоцикл никуда не делись. Спасибо духам этого места!

На часах — 6 вечера, выезд с плато наметили на 8, так что времени остается как раз, чтобы не торопясь поесть, попить чаю и собраться, что мы и делаем.

Ах, как же хорош был чай после многочасовой прогулки по жаре! Мы его не просто пили! Мы упивались!

Спуск с Чатыр-Дага

Солнце садится, мы выдвигаемся. Я совершаю небольшой крюк до стоянки у пещеры Эмине-Баир-Хосар, чтобы выкинуть наш мусор. Ну, вот и все. Миссия выполнена. До поезда остается 4 часа 40 минут, имеет смысл поторопиться.

Здесь ДенисАнатолич оказал нам поддержку светом и перекладкой на себя рюкзака Любы. Начался бесконечный ночной даунхилл по до ужаса каменистой дороге. Достаточно отпустить тормоза всего на пару секунд — и ты уже несешься в темноту на бешеной скорости, подскакивая на бесконечных булыжниках, ямах и шурша по щебню. Тормозам здесь досталось больше, чем за весь предыдущий поход. Практически 13 километров мы ехали, тормозя непрерывно. Еще немного, и диски у Витька начали бы светиться красным калением.

Камни и щебень закончились, мы вылетели на асфальт и помчались еще быстрее, кое-где доходя до рекордных 50 км/ч.

Симферополь, возвращение

Перед трассой остановились, ДенисАнатолич вернул Любе ее рюкзак и умчался в сторону Симферополя и далее — в Керчь. Его обратный путь лежал через Краснодарский край.

Мы тоже выехали на трассу, только чуть помедленнее. Но до Симферополя добрались на удивление быстро, чуть больше часа, а весь путь от стоянки до вокзала занял у нас всего каких-то 3 часа.

Все потому, что Ялтинская трасса от Симферополя до Перевального идет исключительно вверх. Но уклон невелик, поэтому позавчера, когда мы ехали туда, мы считали дорогу ровной, не придавая значения тому, что велосипеды катят как-то не очень. К тому же была глубокая ночь и все можно было списать на усталость. А вот теперь, двигаясь постоянно под уклон, мы просто летели!

Симферополь, вокзал, разборка, погрузка.

Крымский велопоход окончен.

Тут все и кончилосьТамбов встретил нас серостью, холодом, туманом, блестящим мокрым асфальтом и противным мелким дождиком. Почему-то так всегда бывает, когда возвращаешься из южных странствий.

Ну, а завтра снова на работу, и вспоминать, вспоминать, что вот ведь всего несколько дней назад я по-настоящему жил!

В начало

Автор

ivvva

Я Иванов, известный всем как Ивва Люблю я чай, кефир, а также пиво...

День 13. Чатыр-Даг-Симферополь, 40 (359) км: 2 комментария