Плато Чатыр-даг: ишачья тропа

Чатыр-ДагВ Симферополь мы прибыли затемно. Пока побродили по привокзальной площади, выясняя, откуда идут автобусы и троллейбусы, пока зашли в Мак, наступило мрачное утро. В процессе этих хождений, а также после звонка Юре, сформировался план действий: посетить плато Чатыр-даг.

Вариантов заброски на плато множество. Мы, последовав совету Юры, доехали на троллейбусе до Перевального, где свернули вглубь поселка, ориентируясь более или менее в сторону гор.

Накрытый непроницаемо-серым куполом неба лес вокруг был мрачен, малоконтрастен и неприветлив. А еще он был пропитан влагой и таинственно посверкивал крупными каплями на набухших почках.

Сквозь лесную подстилку во множестве пробивались первоцветы, привнося в картину немного пастельных красок.

Мои новенькие кроссовочки смачно скользили по жирной глинистой грязи, я же вспоминал о берцах, которые… «ну, зачем они нужны в солнечном Египте? Оставляем».

Чатыр-Даг. Мокрая дорога.Мы старались, по возможности, идти по лесу, но получалось это не всегда, поэтому в некоторых местах мы буквально-таки буксовали. Здесь мне очень помогла замечательная палка, которую я подобрал и любовно обстругивал ножичком при каждом удобном случае.

Чатыр-даг. Стругаю палку.К концу пути она превратилась в шедевр деревянного зодчества, и расставаться с ней мне не хотелось, но и таскаться по городским улицам и маршруткам с бадиком было бы тоже как-то странно.

По тропинке, что уводила от дороги в лес и чуть под уклон, идти оказалось гораздо приятнее.

Деревья расступились внезапно. Налево вверх и направо вниз уходила безлесая ложбинка, теряясь в таинственном тумане.

Чатыр-ДагА на противоположном склоне выделялась оранжево-коричневой полосой натоптанная тропа. Ишачья.

Здесь я хотел привести километраж, но сейчас давайте сосредоточимся на наших ощущениях и впечатлениях, а конкретные цифры я обнародую позже в специально отведенном месте: Чатыр-Даг и Ишачья тропа: карты, цифры, факты.

Как заправские ишаки, мы направились вверх, по призрачному склону, уходящему в белесую мглу тумана. Вообще, столько впечатлений, связанных с туманом, как во время этой прогулки, у меня не было еще никогда, так что я еще часто буду акцентировать на нем свое внимание и пытаться использовать литературные приемы в надежде усилить впечатление.

Чатыр-даг. Ишачья тропа.По мере подъема туман как-то внезапно рассеялся, спустя несколько минут уже пригревало солнце, а мы, устав от первого рывка, остановились пофотографировать ярко-синие бутоны сон-травы.

Не удерживаюсь от того, чтобы пофоткать дивные виды, расстилающегося внизу Перевального, хотя и знаю, что именно сейчас являюсь жертвой горного фотогона (это когда ты яростно фотографируешь предстающие перед тобой виды, хотя совершенно точно известно, что на следующей остановке через сотню метров виды будут дивнее, а самые дивные можно будет заснять с перевала).

Чатыр-даг. Ишачья тропа. Перевальное.Ну да ладно. В конце концов, не на пленку фотографирую.

Перевальное. Вид со скалы "Жандарм".Все выше и выше. Вот уж мы и на первой небольшой вершине отрога. Под нами Перевальный, частично вышедший из тумана, призрачные горы на той стороне долины чернеют над ослепительно яркой в лучах солнца полосой лежащих на земле облаков.

Слева небольшое продолговатое озеро – Аянское водохранилище.

Чатыр-даг. Аянское водохранилище.Чуть левее — совершенно лысая гора. Ну, по крайней мере, таковой она казалась с нашей точки зрения.

Чатыр-даг. Лысая гора.Справа убегает наверх ложбинка, по которой мы шли, а на склонах выше белеют пятна снега.

Все эти просторы и виды вызвали у жителей Окско-Донской равнины ступор и внезапный приступ аппетита.

Пока мы ели, любовались окрестностями и фотографировали, со стороны лысой горы что-то поменялось… Даже не так. Гора вдруг исчезла! Обернувшись в ту сторону, мы с изумлением обнаружили там вместо нее лишь туманный набросок. Что-то надвигалось.

Будучи непривычными к таким явлениям погоды, мы занервничали, ожидая, что сейчас, как минимум, пойдет дождь, а как максимум – случится апокалипсис. Быстро собрали вещички и отправились дальше в путь вдоль отрога. Подул ветер, заметно похолодало.

Чатыр-даг. Погоды стояли дивные.Юля смешно замотала голову в шарф.

Каменистая тропа, отмеченная пирамидками, продолжала свой путь наверх. Дождь, решив, все-таки, нас попугать, уронил несколько капель мне на очки и улетел. Вслед за ним развеялся и туман, лысая гора оказалась на том самом месте, где мы ее оставили, а на небе опять появилось солнце.

Как же в горах все относительно! Взрощенные на равнине офисно-планктонные мозги не могут быстро к этому привыкнуть.

Чатыр-даг. Облака.Вот вершина, на которой мы недавно сидели и думали, что мы на крыше мира (кстати, оказывается, у нее есть официальное название — скала «Жандарм»). Теперь она виднеется где-то довольно далеко внизу, а домики Перевального можно разглядеть только в бинокль. Окончательно пропали все техногенные звуки, и теперь нас окружает только шум ветра, птичьи песни и трезвон неутомимого жаворонка, купающегося в голубизне неба.

Чатыр-даг. Крокус.Тропа с пирамидками ведет немного вверх. Среди камней и жухлой травы лилово-желтыми россыпями во множестве проглядывают крокусы, а мы проникаемся этим удивительным всеобъемлющим чувством полета и бескрайности, которое всегда одолевает в горах. Вдоль края плато по правую сторону от тропы проплывают на одной с нами высоте низкие облака, наподобие того, что заставило нас экстренно закончить трапезу.

И вдруг… одно из облаков как-то незаметно выросло, заполонив полнеба и скрыв от нас противоположный склон долины Перевального.

Чатыр-даг. Облака.Из белого оно начало становиться угрожающе-серым, и, что самое главное, двинулось на нас. Двинулось быстро, мы видели, как передовые хлопья тумана стелятся по земле и поглощают камни и кусты…

А с другой стороны небо было все таким же безмятежно-голубым, и все также заливался жаворонок. Подобное я видел только в фильме «Мгла»…

Чатыр-даг. Туман.Потрясающее ощущение! Облачная стена накрыла нас, в мгновение заслонив солнце. Вокруг неслись хлопья тумана, влажный холод заползал под одежду.

Основное отличие от упомянутого фильма состояло в отсутствии внутри туманных облаков стада чудищ из параллельного мира.

Представление длилось буквально несколько минут.

Чатыр-даг. Облака.Туман сошел также быстро, как и налетел. Воздух снова сделался прозрачным, внизу расстилался Перевальный и высились горы с противоположной стороны долины.Облако сползло за край плато, улеглось там и начало постепенно таять, мы же, вдоволь навосхищавшись, продолжили путь по тропе, которая нравилась мне все больше и больше.

Перевалили округлую вершину горы Сарп, чуть спустились. Впереди, словно на плане местности, была прорисована наша тропа, резво сбегающая вниз, в седловину, и потом карабкающаяся на следующий подъем.

Чатыр-даг. Седловина.С нижней точки седловины в обе стороны простирались дивные виды, сразу же заставившие нас прильнуть к оптическим приборам.

Чатыр-даг. Седловина.Особенно феерична была картина изрытых кратерами марсианских ландшафтов, открывавшаяся по правую руку. А был это мраморный известняковый карьер близ одноименного поселка.

Чатыр-даг. Седловина. Мраморный карьер.Одно из снеговых пятен оказалось прямо рядом с тропой. Снег рыхлый, мокрый, но чистый на вид. И был это последний снег, который я видел в этом сезоне. Поэтому я скинул часть одежды, и немного повалялся. Для галочки, ибо было это сродни тому, как поросенок барахтается в последней одинокой луже посреди высушенного солнцем двора.

Чатыр-даг. Последний снег 2012.Преодолев подъем, мы вышли на следующий уровень плато. Теперь уже гора Сарп была внизу. А заглянув за гребень, мы увидели вдали хребет Чатыр-Даг и гору Эклизи-Бурун, еще полностью покрытые снегом.

Чатыр-даг. Гора Эклизи-Бурун.Здесь же был тригопункт, в ущелье, уходящем направо, лежали почти нетронутые весной снега, а под ногами было особенно много первоцветов. Здесь случилась самая затяжная фотосессия с крокусами с сон-травой, однозначно выведшая упомянутые цветы в ТОП популярных фото этого похода.

Гора Эклизи-Бурун притягивала взгляды и объективы, вызывая непреодолимое желание до нее добраться и хотя бы попробовать залезть. Но, по словам Юры, только до подножья горы нам бы пришлось топать еще часа 2, а взбираться на заснеженную вершину без бахил – вообще не вариант. Так что гора так и осталась непокоренной, и следующие несколько часов пути дразнила нас, то сверкая снежными склонами, то прикрываясь туманом.

К слову, как выяснилось много позже, за 2 часа до подножья Эклизи-Бурун мы бы не добрались ни при каких обстоятельствах. В лучшем случае, за это время можно было бы дойти до подножья хребта Чатыр-Даг в районе вершины Ангар-Бурун.

Чатыр-даг. Фотоаппарат Canon в самостоятельном плавании.Где-то неподалеку проехала машина. Грунтовка. Примерно здесь закончились 3.5  километра Ишачьей тропы — самой интересной и прекрасной части нашей прогулки, и началась суровая и мокрая многокилометровая правда жизни. Но мы об этом еще не знали, так что, не будем забегать вперед, потому что сначала мы посетили пещеру «Эмине-баир-коба» или «Трехглазку».
ПродолжениеСодержание

Автор

ivvva

Я Иванов, известный всем как Ивва Люблю я чай, кефир, а также пиво...

Плато Чатыр-даг: ишачья тропа: 8 комментариев

1. Прочитала Вашу статью и очень захотелось в Крым. Раньше в Крым ездили часто, а теперь отдыхаем в основном за границей. В Крыму все дороже. Но с удовольствием сходила бы в горы. А как Вы здорово купаетесь в снегу! И какая красивая сон-трава. Много слышала о ней, а увидела впервые. А я тоже являюсь «жертвой фотогона». Все кажется, что данный вид обязательно надо запечатлеть. Когда была в Китае вообще отсняла почти гигабайт фото. Для своего сайта фотографии потом выбирала с трудом. Успехов Вам. Спасибо, что благодаря Вам снова побывала в Крыму.

1. Однако, есть и обратная сторона фотогона.
      Когда бОльшая часть фоток приходится на какой-то маленький участок, а остальную часть рассказа и проиллюстрировать-то нечем.
      Вот с этой поездки фоток тыщи полторы — а вот на эту статью я с трудом набрал подходящих. Так что, если планируешь писать отчет, фоткать надо ЕЩЕ БОЛЬШЕ, даже когда кажется, что больше уже некуда.

2. Спасибо за интересную экскурсию на плато Чатыр-даг, у нас тоже, когда поднимешься на Авачинский вулкан, очень красиво, зрелище — не передать и растут очаровательные рододендроны.

3. Не знала, что эти цветы Сон-травой называются. В наших местах мы называли их подснежниками, так как появлялись они на первых солнечных проталинках.

1. Я до этого года вообще их никогда не видел 🙂
      Хотя, мне сказали, что в наших местах они тоже весной появляются, только, конечно, позже, чем в Крыму.