Три с половиной наиболее скучных и утомительных дня, два из которых буквально были вычеркнуты из жизни мучительной и бесконечной дорогой в автобусах.
Сто с небольшим километров до Зайсана стали для меня испытанием, но это было ничто в сравнении с автобусным переездом в Талдыкорган по 1000 километров жары, духоты и казахских дорог.
День 28 — 110 км
Кратко: Весь день дорога по степи до г. Зайсана. Первые 50 км по грунту и грейдеру, остальное — по асфальту. Пересекли Черный Иртыш. Плоско, однообразно, утомительно.
Сейчас в Зайсане в гостинице (1000 р за двоих). Состояние — упасть и заснуть.
Завтра — срез автобусом до Талдыкургана (т.к. еще двух или трех таких дней, как сегодняшний, мы не выдержим).
Подробности:
Утром была лайт-версия летающих гадов: комары еще спали, а вот мошки уже неистовствовали. Так что, собрались и выехали мы без проволочек.
Около 50 километров ехали по грунту разного качества, грейдеру и гребенке. Степь, такая пышная в месте нашей стоянки, сделалась жухлой, коричневой, с выступающими поверх глины пятнами соли. На горизонте маячили очередные холмы, и были они не зеленые, а тоже бурые, как и степь.
Очередная деревенька, проезжаем. Останавливаемся в селе покрупнее. Кафе здесь нет, закупаемся газировкой с вафлями на перекус.
Комары и мошка свирепствуют и здесь. Жители ходят с платками и постоянно отмахиваются. Тетенька у магазина сказала, что эта напасть у них длится 1 месяц.
Так вот, из-за летучих гадов найти место в тени, чтоб спокойно посидеть перекусить — невозможно. Единственный вариант оказался — на обочине дороги возле моста. На самом солнцепеке, но, зато, в хорошо продуваемом месте.
Случай с местным алконавтом
И вот мы сидим, наслаждаемся спрайтом с вафельками, а к нам подходит местный. По-русски почти не говорит, показывает на бутылку, и говорит некие слова, среди которых угадываются «нож» и «стакан». Потом подбирает на дороге раздавленную машиной всю в грязи бутылку на 0,5 и показывает, мол, дайте нож, хочу отрезать, стакан нужен. Мы к тому времени прикончили спрайт и сделали ему чистый стакан. Алконавт обрадовался и побежал к друзьям под дерево пить полуденную водку, а мы собрались и поехали дальше.
Зайсан
Дальнейшие 60 или около того км до Зайсана были одним из самых нудных и утомительных участков пути за весь поход: почти не меняющаяся степь вокруг, прямая дорога (правда, с асфальтом), палящее солнце и довольно сильный встречный ветер.
Перед самим Зайсаном начался еще и затяжной подъем примерно на 60 метров, и скорость моя упала до 10 км/ч.
В Зайсане отобедали или, скорее, отужинали в первом же кафе, затем проехали 200 метров и заселились в первую же гостиницу за 1000 р/сутки. Больше ни на что сил не было: так мы и свалились. А еще там был душ…
День 29 — 5 км
Теперь основная задача — доехать автобусом до Талдыкоргана (а это километров 900). Поэтому мы продрали глаза в 5 утра, навьючили велосипеды и поехали на автовокзал. Автобус должен был отправиться в 7.
Автобус-то подошел, но здесь все уже было договорено заранее. Толпы мигрирующих монголов и китайцев все заполонили, моментально забив багажное отделение своими бесчисленными тюками и баулами. И стало ясно, что нам здесь ловить нечего.
Лениво поехали обратно в гостиницу, разглядывая рюшечки и украшалки главной улицы Зайсана. Парадно, куча фигурок зверей, небольшой скверик Золотого Человека, мемориал ВОВ, мечеть, центральная площадь, орошаемые газоны. По этой улице идет дорога к границе, и ездят иностранцы.
На всякий случай, заехали на второстепенные улочки. Тут все как обычно: без красот, пыльно и нет асфальта.
Так мы и вернулись в гостиницу, не солоно хлебавши. И завалились спать дальше: короткого ночного (около 5 ч) отдыха нам явно не хватило после вчерашнего броска.
Второй заход на автовокзал предприняли в 5 вечера. Андрей предложил вариант с пересадкой через Георгиевское (это почти как от Тамбова до Москвы).
Здесь получилось все более удачно. Велы легли в брюхо раздолбанного неоплана даже без разборки, мы загрузились в салон, и начался ад.
Страшная жара, кондиционер, естественно, не работает. И дорога отличного казахского качества, на которой кидает как на каком-то аттракционе в лунапарке, что делает невозможными любые занятия, связанные с чтением и писанием.
За грязноватыми окнами проплывала закатная степь с отдаленной грядой пологих гор, из которой кое-где торчали буровые вышки. По правую руку на протяжении долгого времени была видна синь озера Зайсан. Но смотрел в окошко я недолго, постепенно перейдя в состояние дорожного утомительного полусна.
В Георгиевку прибыли где-то во 2 часу. Отъехали от поселка на пару километров и встали за посадками на коровьем лугу. Так закончился первый бездарный день.
День 30 — 8 км
Утром собрались быстро, приехали на автовокзал Георгиевки. Автовокзал представляет собой практически дестрой. Основной зал в состоянии полной разрухи, заперт. Функции автовокзала же выполняет… кафе! Крохотная душная комнатка с тремя столиками и стойка, за которой сидит тетенька — кассир-диспетчер-буфетчица в одном лице.
За автовокзалом — бывшая остановочная площадка. Разбитый бетон, проросший кустиками со свечками фиолетовых соцветий. Следы от вывороченных колонн, поддерживавших навес. Мусор и мазня от его горения на стенах. Это узловая станция, где пересекаются важнейшие автобусные маршруты.
В 10 подошел автобус, загрузились, опять же, без проблем, и начался второй бездарнейший день. Один из тех дней, что будь у меня кнопочка SKIP, я бы нажал ее, не задумываясь, без сожаления выбросив к чертям этот тупой и утомительный отрезок жизни.
Снова тряска, бьющий из люка поток горячего воздуха и нескончаемый сериал по телевизору, который я слушал на протяжении часов 8. Слушал потому, что, во-первых, смотреть там нечего, а, во-вторых, телевизор в салоне только один, в передней части, так что, даже в очках ничего особо не видно.
В окно почти не смотрел. Степь стала совсем плоской, и даже оживлявшие ранее картину горы пропали с горизонта. Несколько порадовало, что вторая половина пути проходила уже не по такой стиральной доске, так что автобус, порой, летел 80 и выше.
Так прошел целый день. В Талдыкоргане были в 1-м часу ночи.
Заселились в гостиницу за 700 р. Сервис под стать цене. Дали номер для разового секса, с двуспальной кроватью. На двоих, почему-то, одно полотенце.
Жара в номере убийственная, окна выходят на оживленную улицу и автомойку. Чудесно, чудесно. Впрочем, это все не имеет значения для людей, которым нужен только ночлег.
День 31 — покидаем Талдыкорган
Проснулись под шум автомойки. Я первым делом отправился постоять под холодным душем. После чего даже начал чувствовать себя неплохо в этой парилке.
Повалялись, поюзали инет. Посовещались о дальнейших планах, и я купил билет домой на 9 июля рано утром. Т.е., учитывая, что я хочу денек погулять по Алма-Ате, у нас остается неделя, чтобы до нее добраться.
И я несказанно обрадовался. Все-таки, поход уже начал меня порядком морально утомлять. Слишком много дома осталось интересных занятий и планов, чтобы комфортно кататься еще целый месяц, оставив себе от лета только август. Хотя, формальный повод для сокращения похода был в заканчивающейся наличности.
Талдыкорган раскален солнцем. От асфальта пышит жаром. Немного покатались по центру (т.н. Арбат, хотя, похоже это просто на вытянутый рынок). Целая эпопея вышла с покупкой пакетированных каш для пополнения запасов.
В поисках нужного супермаркета объехали полгорода. По пути встретили группу юных велосипедистов, грузящихся в машины. Поздоровались с их главным — дядечкой-председателем чего-то-там по велоспорту.
В Талдыкоргане есть феерический ТРЦ, с гламуром, рюшчками и кондиционером. Правда, в нем тоже нет каши.
Немного проехав по окраинам, кашу мы, все-таки, нашли на какой-то оптовой базе.
Дальше был выезд из города и продолжение похода, но об этом в следующей части.