Каким же счастьем было наконец покинуть раскаленный Талдыкорган и оставить позади эти три бездарных дня! Здесь случилась наша первая ночевка в пустыне и позорный случай, из-за которого я чуть не остался без штанов.
А главное — для меня началась дорога домой.
День 31 — 85 км – часть 2
Ну, вот и все. Наконец-то мы снова на дороге после почти трехдневного перерыва.
С учетом ограничений по срокам, едем по трассе. Асфальт хорош, движение напрягает.
Миновали несколько сёл с буйными зелеными лесопосадками, теперь вокруг пологие желто-коричневые горы и карабкающаяся на них сухая степь. Дорога то вползает на изнурительные, но недлинные подъемы, то бешено летит вниз.
Скорость доходила до 67 км/ч, так что центробежной силой даже сдвинуло к ободу магнит спидометра.
Движение продолжали до заката. Вокруг — ни деревца, сладко пахнет полынью и еще чем-то. Местность чуть сгладилась, мы свернули за небольшие холмы в 10 км от ст. Айнабулак и поставили лагерь, удобно спрятавшись от трассы.
Чувствуется, что мы на 800 км южнее. Жарко. Ветер теплый и не похолодал даже с заходом солнца. Оставил одну полу тента открытой, лежу без спальника. Дверь застегнул на сеточку, хотя, мошек здесь и нет, но мало ли. Еще раз акцентирую внимание: МОШЕК НЕТ! НЕТ! Т.е. ни от кого не надо отмахиваться и кутаться в длинные штаны и балаклаву! Можно просто сидеть и пить чай. Это потрясающее ощущение.
Акустическое пространство заполняет стрекотание сверчков, кузнечиков и, вероятно, цикад, а также – приглушенные звуки проезжающих за холмиком машин.
Позорный, но смешной эпизод, о котором я не решался рассказать
Сегодня случился позор. Парень на тракторе с какой-то штукой сзади мне кивнул, мол, хватайся. На штуке торчали две очень подходящих рукоятки. Я схватился, но потерял управление, слетел с вела и еще некоторое время волочился по асфальту (при этом с меня каким-то образом снялись штаны), пока не догадался отпуститься.
При всей серьезности катастрофы отделался парой легких (действительно легких) царапин и синяков, у велосипеда только свернулся руль и, самое обидное, порвались мои единственные (не считая велосипедок) шорты. Впрочем, порвана только штанина, видимо, зацепил за руль при падении. Завтра утром зашью.
Андрей уехал вперед и этого безобразия то ли не видел, то ли деликатно промолчал.
День 32 — 115 км. Спуск в Жаркентскую долину
День на редкость беден событиями. С утра, отойдя по нужде, имел счастье наблюдать сусликов, а также слышать их пересвист. Потом наблюдал за одним в бинокль. Он стоял у норы и ничего не делал. Увы, расчехлить фотоаппарат я не успел, так что вам придется поверить мне на слово.
Выехали на трассу, долго ехали вдоль строящейся дороги. Строительство масштабно, видимо, в Казахстане скоро будет еще одна достопримечательность.
С утра доставал транспорт, ко второй половине дня он рассосался, и были периоды, когда мы ехали по совершенно пустой трассе.
Дорога, в общем-то, приятная, с легким подъемом. Но жарко, и все время хочется пить.
Степь из безжизненной полупустыни вновь превратилась в выгоревший на солнце, но яркий ковер.
Здравствуй, гипогликемия
Потом начался относительно плавный подъем на перевал, но я вдруг понял, что окончательно обессилил. Типичный случай гипогликемии: в животе еще ощущается съденный 30 км назад лагман, но энергия от него не доходит до места. Пришлось сделать привал с конфетками, а не просто с водой, как обычно. Быстрые углеводы заметно улучшили ситуацию.
Но общая усталость не прошла. При каждом удобном случае останавливался на попить.
Перевал щедро вознаградил нас за проявленную настойчивость. После него последовал один из самых затяжных спусков, виденных мною. Порядка 30 км мы летели под уклон, спускаясь в Жаркентскую долину. Причем, если первые километров 10 спуск был бешеным и велся на тормозах, то потом дорога пошла прямо под плавный уклон, где можно было расслабиться, отпустить тормоза и спокойно лететь на скорости 25-45 км/ч.
На горизонте маячили дымчатые силуэты очередных гор, а степь теперь стала желто-бурая, состоящая из округлых пушистых кочек.
Попытались встать у реки рядом с деревней, но место оказалось слишком близко к домам. Отъехали еще километра на 3, встали рядом с водоемом, немного не доезжая до села Басши. Наличие воды выдавало кваканье лягушек и довольно буйная растительность, но сами мы ее не видели.
Стоянка приятная: ровный грунт, скрывающие кустики, без комаров, только небольшое количество мелкого вкрадчивого, почти не достающего гнуса. Основной цвет в акустической картине — сверчковый с редкими мазками пролетающих по трассе машин.
В районе 1 ночи налетел ураганный ветер, пришлось выскакивать втыкать недостающие колышки. Все осложняется тем, что земля, кажущаяся мягкой и податливой, на самом деле очень жесткая, воткнуть колышек на всю длину — нереально.
Сейчас палатка ходит ходуном на ветру, при этом внутри — жара и духота, не помогает даже открытая дверь. Ощущение буйства стихии присутствует.
Через некоторое время пришлось вылезти еще раз — закрепить штормовые оттяжки и выполоть колючки рядом с палаткой, чтобы об них не обтрепался тент. Заодно почистил зубы. Сижу внутри хлопающего паруса, жду продолжения.
День 33 — 105 км
Из-за ветра и хлопанья спалось плохо. К 5 утра ветер еще усилился. Несколько раз начинался дождь, но очень маленький, его следы моментально высушивались тем же ветром. Вылез проинспектировать состояние палатки — все оттяжи на месте. Привязал еще одну. В комплекте остались еще две, но куда их еще привязывать — ума не приложу.
Спорная ситуация: ехать или нет?
Пока было пасмурно, валялись по палаткам. Андрей решил проматрасить этот день здесь, переждать ветер (хотя, ветер был нам в спину). Идея вызвала у меня мощнейший внутренний протест, потому что даты известны, примерный километраж — тоже. И потеря дня могла привести либо к дикому рывку (или даже нескольким), либо к тому, что я, так и не взглянув на Алма-Ату, прыгну в поезд (и хорошо еще, если я на него успею). Ну, это рассуждения, а чисто субъективно день бездействия в малоинтересном месте и с постоянно хлопающей палаткой меня буквально ужасал, так что я был готов хоть идти пешком и преодолеть какие-нибудь 30 км, только чтоб здесь не стоять.
Назревал конфликт, но Андрей сказал, что чтобы я не называл его Сатрапом, он пойдет, хотя он со мной и не согласен. И мы выехали в 1-м часу дня.
Небо закрывали неоднородные тучи, что было прекрасно, намного лучше, чем синева сверху и раскаленный асфальт снизу.
Ветер оказался великолепен: упругий, мощный, дующий почти все время в спину или под небольшим углом.
Андрей сразу же улетел далеко вперед, я же ехал со своей крейсерской скоростью, ловя себя на мысли, что на длинном перегоне мне комфортнее не видеть попутчика даже в виде точки на горизонте.
Я еду сам с собою по пустой трассе, и мои лучшие друзья здесь — цифры на экране велокомпьютера. Я играю с ними в игры, ставлю условные цели, типа «еще 5 км — остановлюсь попить, через 10 км — съем конфетку и посижу 10 минут» и т.п. Вообще, без этих цифр любая однообразная дорога была бы гораздо мучительнее, потому что в такой дороге только эти цифры являются каким-то очевидным ориентиром, индикатором прогресса, не дающим ощущениям окончательно впасть в состояние «день сурка».
А еще, теперь, когда появился билет на поезд и конкретный дедлайн, дорога для меня превратилась в путь домой. Я продолжаю получать удовольствие от процесса, но, как ни крути, 30 с лишним дней непрерывного движения и меняющихся видов порядком меня утомили.
И еще хотелось отдыха. Можно даже в виде велопохода, но такого, где рядом море, а общий километраж — смешные пара-тройка сотен километров, так что созревший в связи с сокращением сроков план о поездке в Анапу во 2 половине июля воодушевил меня невероятно.
Но вернемся, все-таки, к дороге и походному дню №33
День был настоящим подарком. Попутный ветер превращал ровные участки в спуски и услужливо подталкивал на небольших подъемах, позволяя без особого напряжения держать крейсерскую скорость 20-30 км/ч.
Степь плавно менялась от безжизненных серо-коричневых кустиков до зеленого разноцветья и обратно. Вдоль дороги появлялись и исчезали приземистые лесопосадки, попадались небольшие стада или, скорее, группы животных. Один раз в отдалении я наблюдал верблюда, а также, многократно — осликов.
Силуэты казавшихся неподвижными гор по сторонам с клубящимися у вершин тучами, все-таки, не стояли на месте, а медленно уплывали назад.
Поели в кафешке в единственной более или менее крупной деревеньке. Выбора особого не было: пельмени и чебуреки. А рядом сидели тетки и, оживленно беседуя, поглощали разные вкусности. Андрей возмущался, мол для своих у них и то, и сё, а для приезжих — только пельмени из пачки. Но возмущался зря: у теток был их личный праздник, и они, в придачу к заказанному, угостили нас миской вареного мяса и тарелкой сухофруктов.
Дорога шла в темную гряду гор, а внутри зрело тоскливое чувство, что вот и закончился вечный спуск. Но не тут-то было! Впереди был снова спуск, а не подъем! Чудеса. Мне казалось, что за время пути мы сбросили уже с километр высоты, но GPS сказал, что всего сотню метров.
Горы сначала были из красно-коричневого камня, а потом, после небольшого перевала, сделались песчаными, округло стертыми выветриванием, а вокруг дороги шла реальная пустыня.
Но наслаждались лунными ландшафтами мы всего несколько километров. Горы вдруг пропали, горизонт сделался плоским, а степь вокруг вернулась к своему нормальному состоянию, разве что теперь грунт был песчаный и песок кое-где выскакивал на асфальт.
Потом пошли лесные угодья, о чем извещали таблички «Гослесфонд». Ну, как, лесные… Эдакий редкий низкорослый пустынный лес. Но уж какой есть.
Проехали село Коктал, и через кольцо свернули на трассу с указателем «Алматы 306». Возле нее и заночевали, немного углубившись в «лес».
За эти 105 км я практически не устал, теперь лежу и думаю, какое счастье, что мы не проматрасили этот замечательный день! Полагаю, что Андрей со мной согласен, но вида не показывает.
Блин, вот в этой части точно бы фотографировал и фотографировал. Даже пейзажи, хотя портреты в каких-нибудь крутых костюмах были бы офигенские. Жаль, ради этого за столько километров ехать бы пришлось 🙂
А статую сначала принял за диковинную местную фауну.
Тут, к сожалению, либо едешь, либо фотографируешь. На то и другое сразу времени не хватит…