Первые 4 дня и 300 км пути от Павлодара до мертвого города Чаган. Дорога, сама по себе, малоинтересна, поэтому здесь будет мало текста, но много картинок. Вокруг — простор. В степи — разруха и запустение. Безлюдье. Одинокие могилы. Пустые деревни, руины построек, море ковыля. Проехали мимо г, Курчатов, переправились через Иртыш на пароме и заночевали в мертвом городе.
День 1 — 55 км
С утра поели в кафе, собрались, спустили велосипеды к подъезду.
Фактический момент начала похода – 31 мая 2014 года, 11:45.
Проезжая мимо фонтана на центральной площади Павлодара, делаем исторический снимок.
Теперь выезд из Павлодара. Дорога по трассе, скучная и нудная. Средний, но холодный ветер. Еду в штанах и флиске. С непривычки быстро накатывает усталость, и никакого походного воодушевления не ощущается. Писать про этот день тоже оказалось нечего.
Ночевка – недалеко от села Ямышево в небольшом лесочке, лагерь разбили в 19 часов.
День 2 — 115 км
Грунтами по высокому берегу Иртыша. Ехать гораздо интереснее, чем вчера.
Вокруг безлюдье и степь.
К Иртышу спускается глинистый обрыв. Отсюда открывается дивный вид на реку и зелено-желтую пойму.
В степи помимо, собственно, степи, разруха и запустение. В общем-то, почти как у нас, но еще сильнее.
Проехали через разрушенную деревню, где, однако, по улицам ходили куры, а у окраины стояло несколько единиц явно рабочей техники.
Впечатление — полный сюр.
Заночевали в посадках в паре сотен метров от почти непроезжей дороги.
Стоянка была отмечена диким количеством гнуса — крохотных кусачих мушек. И ужас гнуса в том, что он, в отличие от комаров (родных, милых и неповоротливых) пролезает везде. От него плохо спасает одежда, шапка и спальник, т.к. где не может залететь он заползет. Так что, ночь прошла в борьбе с гнусом, нормально заснул я уже ближе к утру.
День 3 — 75 км
Широкая хорошая грунтовка первые 30 км. Затем дорога, периодически превращающаяся в гусеничную стиральную доску. После очередной разрухи дорога делается частью непроходимой из-за песка.
Выехали в постапокалиптическую деревню Грачи. В ней ничего нет, хотя она и жилая. Везде жуткий срач, навоз вывален прямо на улицах, а земля, куда ни глянь, сверкает битым стеклом. Тонны битых бутылок! Создается ощущение, что жители только и делают, что пьют и бьют бутылки. Кстати, недалеко от этого места есть деревня с говорящим названием «Стеклянка».
Набрать воды здесь не получилось, похоже, жители пьют прямо из Иртыша или, быть может, имеют колодцы и скважины где-нибудь в глубине дворов, куда мы не стали проситься.
Набрали воды из реки, профильтровали. Я искупался.
Еще через 10 км ужасной песчаной дороги встали в сосновом бору.
По пути встретили табун лошадей.
У меня без видимых причин заболела нога в области голеностопа, намазал йодом и диклофенаком.
День 4 — 50 км
Выехали из соснового бора, не переставая восторгаться красотами. Далее путь все по такой же песчано-гусеничной дороге с пешими участками.
На небе ни облачка, но при заходе даже в легкую сосновую тень возникает благостная прохлада.
Встретили 1 машину.
Ближе к деревне Черемушки спустились в пойму, дорога сделалась идеально ровной и плотной.
По деревне проехали круг почета в сопровождении детей на велосипедах, спросили про паром у скучающих взрослых.
Эта деревня не такая постапокалиптическая, как вчерашняя.
На пароме стали свидетелями спуска катерка на воду с помощью 3 тракторов. Представление длилось минут 40. Удивительно, что три «Беларуса» никак не могли справиться с корабликом, на вид совсем небольшим.
За Иртышом дивные виды и бывшее кафе.
Направляемся по трассе в сторону Чагана – города ракетчиков и стратегического аэродрома.
Стройные ряды домиков приветствуют нас. Но нам не в ту часть, а в более деревенскую, что по другую сторону дороги.
В магазине особо ничего нет. Покупаем шпроты. Андрей выясняет у населения, у кого можно купить картошки. А здесь это культура относительно редкая, т.к. возделывают ее, в основном, русские, а у казахов корнеплоды не в почете.
Расспрос населения вывел нас на домик тети Вали и дяди Вани. Хозяева нам обрадовались, с удовольствием продали картошки и бонусом дали лука и воды, попутно поделившись обычной историей о том, что вот при СССР здесь все цвело и пахло, все были при деле и т.п. А теперь – разруха, запустение и деградация. Эту историю я слышал еще много раз от разных людей.
Это не конец ходового дня: впереди еще мертвый город Чаган, покинутый и превращенный в руины, сталкер-стайл покатушки по его улицам и ночевка в брошенном жилище. Но этой теме, а также стратегическому аэродрому «Чаган» будет посвящена отдельная статья.