День начался в мокром от дождя городе-призраке. Затем была долгая прогулка по останкам стратегического аэродрома «Чаган». Разруха и запустение окружают нас снова и снова. Закончился же этот дневной переход встречей с гостеприимными местными и совершенно неожиданным застреванием в глинистой низине.
День 5 — 53 км
Утро хмурое, пустые пятиэтажки мокнут под дождевой моросью.
Завтрак картошкой с луком, на этот раз без шпрот.
Выезжаем из мертвого города по мокрому бетону.
![Город-призрак проводил нас дождем](http://iftravel.ru/wp-content/uploads/2015/06/P1320144.jpg)
![Еще руины](http://iftravel.ru/wp-content/uploads/2015/06/IMG_6360.jpg)
Безрадостно. На выезде видим несколько частных домов людей, до сих пор здесь живущих.
Прямая как стрела дорога ведет через серую степь к стратегическому аэродрому Чаган.
![Дорога к аэродрому](http://iftravel.ru/wp-content/uploads/2015/06/IMG_6372.jpg)
Вдоль дороги – траншеи с валами вырытой земли: казахи выкапывали на цветмет многие километры кабелей, связывавших город с аэродромом.
Проезжаем разрушенный КПП, едем по бетонке. Вдалеке маячит водонапорная башня.
![Зарастающие руины аэродромных построек](http://iftravel.ru/wp-content/uploads/2015/06/IMG_6379.jpg)
![Водонапорная башня](http://iftravel.ru/wp-content/uploads/2015/06/IMG_6384.jpg)
![Природа берет свое](http://iftravel.ru/wp-content/uploads/2015/06/IMG_6386.jpg)
![На плацу](http://iftravel.ru/wp-content/uploads/2015/06/IMG_6397.jpg)
Проходим по разрушенным зданиям — ничего интересного.
Поросший травой плац с трибуной, за ним сквер с останками скамеечек и неидентифицируемым обелиском в центре. Серое небо и крики ворон потрясающе дополняют картину.
На плацу – круглый люк в темноту. В надежде попасть в бомбарь (а ведь под аэродромом должно быть бомбоубежище, это даже не обсуждается), напяливаю фонарик и спускаюсь по металлическим скобам. Нет, увы. Внизу завал, и, вероятно, это был просто колодец ливневки.
![Люк под землю не раскрыл нам секретов](http://iftravel.ru/wp-content/uploads/2015/06/P1320211.jpg)
Едем по бетонным дорожкам, заворачивая в каждую разруху и запустение.
Очередная длинная дорога выводит к началу летного поля и хранилищам — огромным, толсто присыпанным землей бетонным ангарам.
![Бывшие хранилища, ныне - хлев](http://iftravel.ru/wp-content/uploads/2015/06/IMG_6428.jpg)
![Бывшие хранилища, ныне - хлев](http://iftravel.ru/wp-content/uploads/2015/06/IMG_6434.jpg)
Внутри пусто, зато обильно нагажено скотом. В общем — мир, труд, май — было бомбохранилище, стал хлев. Только вот грустно, почему-то, от этого.
![Лошадка на ВПП](http://iftravel.ru/wp-content/uploads/2015/06/IMG_6452.jpg)
Выезжаем на бесконечную ВПП, обильно поросшую травой, пробивающейся в щели между плит (если вы еще не посмотрели видеоролик выше, то сейчас самое время это сделать, полоса там тоже присутствует).
![Пастух](http://iftravel.ru/wp-content/uploads/2015/06/IMG_6473.jpg)
На другом конце ВПП — целая улица таких же укрытых складов, стадо коров и пастух.
Покидаем аэродром, едем к р. Чаган. Здесь обшарпанный домик с характерными бетонными столбиками — дальний привод.
![Дальний привод](http://iftravel.ru/wp-content/uploads/2015/06/IMG_6483.jpg)
Обжитой. С другой его стороны видим трех грязных детей и 2 собак на цепи. Свободные люди Казахстана, сбросившего колониальный гнет.
![Местные дети](http://iftravel.ru/wp-content/uploads/2015/06/IMG_6486.jpg)
Дорога-гребенка уводит в бесконечность степи. На другой стороне р. Чаган — живописные холмы.
Попадается пара ферм, но они далеко на той стороне.
![Лошадки](http://iftravel.ru/wp-content/uploads/2015/06/IMG_6502.jpg)
Устраиваем фотосессию возле широкой запруды с громадным рвом и вагончиком строителей с плакатом перестроечных времен.
![Перестроечный плакат](http://iftravel.ru/wp-content/uploads/2015/06/IMG_6517.jpg)
Минуем еще одну брошенную ферму и выезжаем к переправе, где переходим реку, разувшись.
![Ветряк и лошадь](http://iftravel.ru/wp-content/uploads/2015/06/IMG_6538.jpg)
Впереди — явно обжитая ферма с машинами и ветряком.
Рядом мужики потрошат лошадь.
![Для непривычного взгляда - жуткая картина](http://iftravel.ru/wp-content/uploads/2015/06/IMG_6541.jpg)
Хозяин радушно нас принял, все рассказал, напоил чаем, дал с собой картошки, лука, хлеба и соли. Предлагал остаться на ночь и поесть свежеприготовленной конины, но мы (дураки) поскромничали и выехали в серую морось.
Через 4 км нас поджидала ловушка — участок глинистой низины, на котором мы намертво застряли.
Пришлось ставить палатки под дождем, едва оттащив велы с некрутящимися колесами от дороги метров на 30. Глина также налипала на обувь, превращая кроссовки в боты килограмма по 3 каждый.
![Кроссовки утяжеленные](http://iftravel.ru/wp-content/uploads/2015/06/P1320463.jpg)
Ели и пили чай в палатке Андрея, т.к. дождь.
Яркая полоса у горизонта и показавшееся из нее солнце вселяли надежду на светлое будущее.
С ногой стало хуже. На ночь замотал больную лодыжку с согревающей мазью.
Спал на удивление хорошо.
40 лет назад служил срочную в/ч 19068. Страшно смотреть на то, что стало с аэродромом и зданиями.
ДМБ 76 2Полк ТЭЧ да уж…
Спасибо за экскурию в прошлое.В дорогой сердцу Чаган-2.Наш домик Дальний привод курс 260 и сопки рядом с речкой Чаганкой. Если есть у вас ещё фото нашего обьекта будем очень признательны.Спасибо! Годы службы 1989-1991.
Спасибо за экскурию в прошлое.В дорогой сердцу Чаган-2.Наш домик Дальний привод курс 260 и сопки рядом с речкой Чаганкой. Если есть у вас ещё фото нашего обьекта будем очень признательны.Спасибо! Годы службы 1989-1991.
Спасибо за видео. Конечно хотелось бы увидеть и родное КДП, и ближний 260, и курс 80. По службе приходилось давать команды на вкл. системы.
Саня Кузьминых ты ли это? С ближнего привода ком.отделения.
Анатолий, заместитель командира полка
Спасибо за статью и видео. Грустно это, но с другой стороны есть и положительное — казахи перековали мечи на орала, теперь всем ясно, что из этого получается.