День начался в мокром от дождя городе-призраке. Затем была долгая прогулка по останкам стратегического аэродрома «Чаган». Разруха и запустение окружают нас снова и снова. Закончился же этот дневной переход встречей с гостеприимными местными и совершенно неожиданным застреванием в глинистой низине.
День 5 — 53 км
Утро хмурое, пустые пятиэтажки мокнут под дождевой моросью.
Завтрак картошкой с луком, на этот раз без шпрот.
Выезжаем из мертвого города по мокрому бетону.
Безрадостно. На выезде видим несколько частных домов людей, до сих пор здесь живущих.
Прямая как стрела дорога ведет через серую степь к стратегическому аэродрому Чаган.
Вдоль дороги – траншеи с валами вырытой земли: казахи выкапывали на цветмет многие километры кабелей, связывавших город с аэродромом.
Проезжаем разрушенный КПП, едем по бетонке. Вдалеке маячит водонапорная башня.
Проходим по разрушенным зданиям — ничего интересного.
Поросший травой плац с трибуной, за ним сквер с останками скамеечек и неидентифицируемым обелиском в центре. Серое небо и крики ворон потрясающе дополняют картину.
На плацу – круглый люк в темноту. В надежде попасть в бомбарь (а ведь под аэродромом должно быть бомбоубежище, это даже не обсуждается), напяливаю фонарик и спускаюсь по металлическим скобам. Нет, увы. Внизу завал, и, вероятно, это был просто колодец ливневки.
Едем по бетонным дорожкам, заворачивая в каждую разруху и запустение.
Очередная длинная дорога выводит к началу летного поля и хранилищам — огромным, толсто присыпанным землей бетонным ангарам.
Внутри пусто, зато обильно нагажено скотом. В общем — мир, труд, май — было бомбохранилище, стал хлев. Только вот грустно, почему-то, от этого.
Выезжаем на бесконечную ВПП, обильно поросшую травой, пробивающейся в щели между плит (если вы еще не посмотрели видеоролик выше, то сейчас самое время это сделать, полоса там тоже присутствует).
На другом конце ВПП — целая улица таких же укрытых складов, стадо коров и пастух.
Покидаем аэродром, едем к р. Чаган. Здесь обшарпанный домик с характерными бетонными столбиками — дальний привод.
Обжитой. С другой его стороны видим трех грязных детей и 2 собак на цепи. Свободные люди Казахстана, сбросившего колониальный гнет.
Дорога-гребенка уводит в бесконечность степи. На другой стороне р. Чаган — живописные холмы.
Попадается пара ферм, но они далеко на той стороне.
Устраиваем фотосессию возле широкой запруды с громадным рвом и вагончиком строителей с плакатом перестроечных времен.
Минуем еще одну брошенную ферму и выезжаем к переправе, где переходим реку, разувшись.
Впереди — явно обжитая ферма с машинами и ветряком.
Рядом мужики потрошат лошадь.
Хозяин радушно нас принял, все рассказал, напоил чаем, дал с собой картошки, лука, хлеба и соли. Предлагал остаться на ночь и поесть свежеприготовленной конины, но мы (дураки) поскромничали и выехали в серую морось.
Через 4 км нас поджидала ловушка — участок глинистой низины, на котором мы намертво застряли.
Пришлось ставить палатки под дождем, едва оттащив велы с некрутящимися колесами от дороги метров на 30. Глина также налипала на обувь, превращая кроссовки в боты килограмма по 3 каждый.
Ели и пили чай в палатке Андрея, т.к. дождь.
Яркая полоса у горизонта и показавшееся из нее солнце вселяли надежду на светлое будущее.
С ногой стало хуже. На ночь замотал больную лодыжку с согревающей мазью.
Спал на удивление хорошо.
40 лет назад служил срочную в/ч 19068. Страшно смотреть на то, что стало с аэродромом и зданиями.
ДМБ 76 2Полк ТЭЧ да уж…
Спасибо за экскурию в прошлое.В дорогой сердцу Чаган-2.Наш домик Дальний привод курс 260 и сопки рядом с речкой Чаганкой. Если есть у вас ещё фото нашего обьекта будем очень признательны.Спасибо! Годы службы 1989-1991.
Спасибо за экскурию в прошлое.В дорогой сердцу Чаган-2.Наш домик Дальний привод курс 260 и сопки рядом с речкой Чаганкой. Если есть у вас ещё фото нашего обьекта будем очень признательны.Спасибо! Годы службы 1989-1991.
В/ч 19068 взвод Упр., штаб, АФС-аэрофото служба-аэрофотограмметрист-дешифровщик. Нач.штаба (м-р) п/п-к Зеленский. ДМБ-1984г весна.
Зима как в Антарктиде, лето — Африка )))
Спасибо за видео. Конечно хотелось бы увидеть и родное КДП, и ближний 260, и курс 80. По службе приходилось давать команды на вкл. системы.
Саня Кузьминых ты ли это? С ближнего привода ком.отделения.
Анатолий, заместитель командира полка
Спасибо за статью и видео. Грустно это, но с другой стороны есть и положительное — казахи перековали мечи на орала, теперь всем ясно, что из этого получается.