Сижу за компьютером, от усталости буквально растекаясь по стулу. Спина, руки и ноги слегка ноют: сегодняшняя покатушка удалась на славу. И действительно: ведь за всю зиму это был мой первый серьезный выезд, с пешими переходами, с несколькими привалами, с блужданиями и неизвестностью. И, что самое главное, с новыми местами и открытиями.
Предыдущие покатушки этого сезона, в основном, приходились на сильные морозы, что накладывало свои ограничения, теперь же, после оттепели, установился легкий морозец, снежный покров превратился в жесткий, не проваливающийся под лыжником, отлично скользящий наст, так что грех было бы не воспользоваться открывающимися возможностями.
Но, начнем с фактов.
Лыжный маршрут Тамбов-Трегуляй-Котовск
Для удобства привожу карту, где обозначены основные участки пути. В некоторых точках имеются временные отметки, выставленные исходя из отснятых фотографий, благодаря которым можно оценить, какая примерно была скорость на разных участках.
- Начало пути – от Тезикова моста (точка 2). Далее – путь по каналу, Тамбовскому морю и озеру Красному до Чугунного моста (на карте расположен под надписью «Перикса»).
- После моста – по старице в Трегуляй, затем лесной дорогой до, собственно, поселка. От выхода на проезжую дорогу до Иоанно-предтеченского храма – пешком (1 км).
- У храма привал (точка 4), далее путь по берегу до Трегуляйского моста (отметка 16:30).
- От моста по железной дороге. До пересечения с котовской дорогой (отметка 17:20) вокруг полотна дивнейший ландшафт, состоящий из холмов и обрывов, покрытых соснами и березами.
- Ближе к станции Тамбов-2 (чуть выше отметки 18:00) ветка расходится на множество путей. Впереди маячит титаническая труба Котовской ТЭЦ.
- Между отметкой 18:00 и точкой 5 – пересечение дороги, что идет от Т-образного перекрестка на въезде в Котовск к лакокрасочному заводу.
- Ближе к пороховому заводу – перекус (точка 5).
- Далее путь более или менее вдоль границы завода, плавно переходящего в Котовскую ТЭЦ, возле которой я был в 19:00.
- Обогнув ТЭЦ снова выехал к границе завода, вдоль которой двигался до кладбища, возле которого повернул в сторону Котовска и надолго застрял в буераках между пороховым заводом, заводом нетканых материалов и каким-то карьером.
- Вернувшись назад, выехал в поселок Южный, где был подобран в точке 3 добрым водителем, который довез меня до автобусной остановки, где я удачно сел на 9-часовой автобус.
Протяженность маршрута вышла 21 км по карте, фактически, думаю, не менее 25. По времени — около 5 часов.
Подробное описание маршрута
Сразу предупреждаю, нижеследующий текст может кому-то показаться затянутым и милоинтересным. Именно для этих людей выше приведена краткая сводка.
Еще точно не зная, куда меня занесет, я, на всякий случай, собрался как в поход: запасся бутербродами, конфетами, термосом с чаем и несколькими вещами для утепления себя, если вдруг к вечеру похолодает.
Общее направление было выбрано на Сухотинку, но, поскольку было очевидно, что по реке ехать получится далеко не везде, загадывать я не стал, решив руководствоваться принципом «куда кривая выведет». О сухотинской вылазке годичной давности здесь.
Тамбов-Трегуляй: on thin ice
Итак, путь мой начался от Тезикова моста, и, как обычно бывает в начале долгого пути, совершенно не вдохновлял. Дамба покрыта ледяными буграми, лед на реке выглядит как-то совершенно ненадежно, а углубляться в парк нет ни малейшего желания, да и не по пути оно.
Лыжники, видимо, тоже разделяли мои опасения на счет реки, но вот рыбаки… Рыбаки высыпали на лед канала и Тамбовского моря, что как-то наводило на мысль, что, быть может, все лыжники просто немного параноики?
Подумав так, я выехал на лед канала и направился к Тамбовскому морю, держась мест, покрытых снегом. Да, лыжники оказались параноиками. Во льду имеются кое-где водяные карманы, но его толщина, измеренная по лунке – более полуметра.
Море и озеро Красное пересек достаточно быстро, сделав пару контрольных снимков для фиксации времени.
У Чугунного моста лед сделался каким-то подозрительным и перестал внушать доверие, поэтому я выбрался на мост, немного прошел пешком и спустился на лед старицы, что идет в Трегуляй. Старица покрыта отличнейшим настом, по ней я, буквально-таки летел, пока, опять же, не начали появляться подозрения по поводу качества льда.
Нет, гипотетический провал льда меня не особо пугает, как таковой. Но вот, вытекающая из этого возможность замочить ценные приборы, такие как фотоаппарат, камера и КПК, заставляет осторожничать, возможно, даже больше, чем следовало бы. Так что, после очередного появления под лыжами воды, я решил, что хватит нервов, и выбрался на берег.
Лесная дорога через Трегуляй местами грязновата, но снежная крупа скользит отлично. Слегка замочив ногу, попытавшись с разбега перескочить лужу аки василиск, я вскоре оказываюсь на дороге, что ведет к главной Трегуляйской достопримечательности – Трегуляевскому Иоанно-предтеченскому мужскому монастырю.
Здесь пришлось разуться и до церкви с купелью дойти пешком.
Привал №1 делаю у церкви. Долго и вдумчиво попиваю чай, наблюдая за гражданами, набирающими святую воду. По субботам место пользуется большой популярностью. Вылив остатки воды из бутылочки в термос, набираю 300 мл святой.
Дальнейший путь по берегу – где-то на лыжах, где-то пешком.
Дорожка, что ведет от моста, больше не существует: ее превратили в грязевой вал с траншеей. В Трегуляй ведут оптоволокно.
Трегуляйский мост и путь по железной дороге
Теперь мост. «Таня, я тебя люблю!»… и подпись. Какое красноречие! Сколько эмоций!
Куда дальше? Река – не вариант, в лес уходит только какая-то звериная тропа. А вот железная дорога очень даже неплоха. Ветка почти неиспользуемая, между рельсами – сплошной слой плотного снега. Отсюда начинается семикилометровый участок пути, на котором я старательно изображал поезд.
Отсюда же началась и самая интересная часть вылазки – путь по новым местам. Ведь я давным-давно хотел проследовать вдоль этой железнодорожной ветки, но все не складывалось, потому что летом сделать это можно либо пешком, либо пешком и с велосипедом на плечах, и оба варианта не вдохновляют.
Местность привела меня в восторг. Железную дорогу окружают лесистые холмы, покрытые то соснами, то березами, в некоторых местах насыпь круто обрывается вниз, где-то, наоборот, идет под склоном. В какой-то момент человеческие следы, сопровождавшие меня, окончательно пропали, и теперь я летел вперед по полосе девственного наста.
Удивительные места. Тишина, только жесткий шелест скользящих по насту лыж. Впереди серое небо, черные деревья, белый снег и две полосы ржавых рельсов, исчезающих за поворотом. А это кто? А, ну, видимо, леший. Привет, леший!
При проходе под мостом, где котовская дорога, встречаю дохлую мышь. Видимо, пыталась покончить жизнь самоубийством, изображая Анну Каренину, но, поскольку ветка не используется, не дождалась поезда и замерзла насмерть.
После котовской дороги – высоченный вал, за которым расположена котовсякая же свалка.
Место миную максимально быстро, дабы как можно меньше вдыхать дивные ароматы.
Где-то здесь я какое-то время лицезрел некие цвета помимо белого, серого и черного: мрачное небо ближе к горизонту ненадолго раскрасил закат.
Ближе к станции Тамбов-2 впереди появилась титаническая труба котовской ТЭЦ, маячившая в поле зрения большую часть оставшегося пути (что не удивительно, учитывая, что ее прекрасно видно даже с нашей набережной). От трубы веяло ассоциациями, в которых фигурировали такие слова как «зона» и «сталкер».
По левую сторону от станции среди деревьев громоздятся некие явно заброшенные объекты из красного кирпича, а вся местность перерыта, словно ее вспахали гигантской лопатой. По правую сторону – домики окраины Котовска.
Хотя совершенно очевидно, что я еду по общедоступным путям, где никто ничего не охраняет, где-то в глубине ворочается чувство, что я нарушитель. И особенно оно усиливается, когда я пересекаю дорогу, что уходит от перекрестка к ЛКЗ, и приближаюсь вплотную к забору вокруг необъятной территории порохового завода.
Вокруг ТЭЦ и порохового завода
Пора подкрепиться, и я делаю привал №2. Времени уже 7-й час, светлого времени у меня в запасе еще минут 50 плюс еще полчаса быстро густеющих сумерек. Вопрос с возвращением домой становится актуальным. Можно, конечно, обойти завод с западной стороны, дойти до автовокзала и сесть на автобус, но это слишком просто и неинтересно, потому я собираюсь и продолжаю движение на восток, в сторону водохранилища.
Иду по следам какого-то человека, шедшего несколько дней назад в том направлении. Из человеческих эти следы – единственные, кроме них кое-где проходят звериные (скорее всего, собачьи) тропы. Пересекаю множество полузанесенных железнодорожных путей, уходящих под запертые ворота с колючкой и предостерегающими надписями.
За деревьями на фоне темнеющего неба возвышаются величественные силуэты градирней и топливных резервуаров ТЭЦ. И, конечно же, та самая труба, на которой теперь зажглись красные огоньки.
Я некоторое время стою напротив нее, слушаю доносящийся до меня гул агрегатов станции, смотрю на электрический свет в цехах. И это как-то странно: стоять здесь, среди снега и густеющих сумерек, глядя на текущую там за забором из колючки жизнь ТЭЦ.
К тому времени, как я выбираюсь к ЛЭП, что идет в Знаменский район, вдоль которой можно довольно быстро добраться до Котовского водохранилища, уже почти темнеет. В принципе, до города совсем недалеко. Все, что мне сейчас нужно сделать – это пробраться через промзону к улицам, найти автовокзал и сесть на автобус…
Ложная дорога и ночные блуждания
Достаю GPS. О, отлично! Если у южной границы порохового завода свернуть в Котовск, то я выберусь почти к автовокзалу по отличной, видимой даже на спутниковом снимке, дороге. И я сворачиваю в лес.
Насколько хожена дорога, по которой я еду, я уже не вижу: вокруг почти темнота, а фонарик лежит где-то глубоко на дне рюкзака. Выезжаю к забору завода, еду вдоль него по широкой полосе, напоминающей дорогу, и… Что-то не сходится.
Ровная и, вроде бы, отлично проходимая, если верить карте, дорога, упирается в ворота с колючкой, за которыми сверкают огнями неведомые цеха, где в окнах мельтешат силуэты. Там тоже другой мир – тепла, света и людей, такой близкий и одновременно, находящийся за непреодолимой преградой. Но хватит лирики…
Что там с дорогой? Почему же она есть на спутниковом снимке, причем идеальная, без каких-либо намеков на препятствия, а, по факту, за забором она даже не продолжается, а упирается в здания? Можно было не разглядеть на снимке ворота или забор, но не цех, в который упирается дорога! Разгадка дошла до меня не сразу, а заключалась она в том, что пороховой завод окружен тремя слоями забора из колючей проволоки, разделенными широкой тщательно выкошенной полосой, которая выглядит со спутника точь-в-точь как дорога. А та дорога, что упирается в ворота – это просто грунтовка, идущая чуть в стороне от колючки, которую на карте как раз и не видно.
Справа – пороховой завод, слева – совершенно непроходимое нагромождение вывороченных пластов грунта, стволов деревьев и, вообще, местность выглядит как изрытый бомбами полигон.
Возвращаюсь к развилке, беру чуть южнее. Дорога идет вниз. Впереди большое темное пятно. То ли вода, то ли земля – непонятно, но 99%, что проехать там невозможно. Проверять нет никакого желания.
Возвращаюсь, сворачиваю в третий поворот… Дорога идет вниз, и я вижу перед собой то же самое темное пятно, только с другого ракурса.
Возвращаюсь. Понимаю, что нахожусь в большом замкнутом пространстве, откуда есть только один приличный выход – тот, через который сюда пробрался я.
Поселок Южный, добрый водитель и возвращение
Возвращаюсь к еще более ранней развилке, в лесу. Здесь уже приходится нацепить фонарь, т.к. темнота набирает силу и переходит в стадию «хоть глаз выколи». Сворачиваю чуть южнее.
Накопившаяся усталость дает о себе знать, наступает какое-то исступленное состояние. Но, к счастью, финиш был уже не за горами. Выбранная мной на этот раз дорога обогнула странное место чуть южнее и привела меня в поселок Южный.
Странно, наверное, выглядел лыжник, едущий вдоль улицы по заснеженным газонам. Вокруг никого, но впереди сияет луч надежды: небольшой торговый павильон.
Павильон оказался закрыт, но рядом стояла машина. За рулем – молодой парень. Парень начал участливо объяснять дорогу, но вскоре понял, что невозможно описать все повороты, которые мне необходимо сделать, чтобы добраться до остановки автобуса, поэтому он просто предложил меня довезти.
Вот и остановка под названием «Школа №4». Прощаемся с добрым водителем. Он ничего не просит за свои услуги, говорит, смеясь, что нужно делать добро, и оно обязательно вернется. Хороший парень.
Что ж, вот и конец истории. Времени 20:15. Застегиваюсь, надеваю теплые перчатки, допиваю последний глоток чая из термоса и жду 9-часового автобуса, который приходит по расписанию и доставляет меня почти к дому за 44 рубля. И это прекрасно, потому что, не пойди автобус, мне бы пришлось взять такси за 400.
Выводы
Главный вывод такой: именно сейчас самый хороший период для лыжных изысканий. Практически в любом лыжном сезоне бывает такое время, когда после оттепелей наступает морозец, превращающий бескрайние просторы притамбовья в одну сплошную лыжную трассу, по которой можно ехать куда угодно, забираясь в новые места, не будучи привязанным к другим лыжникам и проложенной ими лыжне. Это свобода, которую не дает даже велосипед, но этот период недолог, поэтому нужно пользоваться открывающимися возможностями, не откладывая.
Когда все места в одно-двухчасовой лыжной доступности уже изучены, имеет смысл переходить к варианту покатушек с преодолением части пути на транспорте. В связи с этим, если позволит погода, хочу попробовать покататься в полях к западу от города (район леткинского аэродрома).
Когда я учился в 11 классе, мы с товарищем совершили лыжный «целинный» поход в деревню к бабушке 25 км в одну сторону. По пути устраивали привалы с обедами. Естественно, что в то время никаких карт и Google у нас в помине не было. А путь до деревни знали только по дороге на автомобиле с родителями и рейсовом автобусе. А тут рванули полями и перелесками. (Белгородская обл. от г. Губкина до с. Богословка). До сих пор помню яркость этого мероприятия, поэтому с удовольствием и пониманием прочёл Ваш рассказ.