Лыжный поход из Тамбова в Сухотинку: на грани экстрима

В мыслях о вечномДело было 9 марта. Чудесная солнечная суббота, легкий морозец и сверкающий снежок. В общем, самый подходящий день для того, чтобы совершить долгую лыжную прогулку, скажем, до Сухотинки, а, заодно, преподнести Елизаровой незабываемый подарок нематериального свойства: вчера же был главный девачковый праздник! Ведь известно, что цветы завянут, конфеты съедятся, а вот о том, как твои (и, особенно, ноги) преодолели 40 километров заснеженных полей, забыть не так-то легко. Суровая практика показала, что не просто нелегко, а невозможно, ибо поездочка выдалась гораздо более драматичной, чем предполагалось. Но, обо всем по порядку.

Лыжный маршрут Тамбов-Сухотинка: краткая сводка

suhotinkaОтчет, как у меня обычно бывает, раздулся в целый роман, поэтому, специально для граждан, не любящих читать, начну с голых фактов.

9 марта 2013 года группа в составе 2 человек нацепила лыжи возле Тезиковского моста и направилась по руслу реки Цны в направлении Сухотинки. От Бокино бОльшая часть пути была пройдена по берегу, т.к. состояние льда не внушало доверия, либо русло было полностью вскрыто.

• Погода: солнечно, встречный ветер, днем — легкий минус, к ночи — до минус 10.
  • Протяженность маршрута — около 36 км.
  • Продолжительность — около 10 часов.
  • Количество остановок для чая, еды и отдыха — 3.

Карта маршрута приведена на иллюстрации. Ссылка с нее ведет на Яндекс.карты (там есть пояснения по обозначенным точкам). Поскольку маршрут рисовался по памяти, а не по GPS-треку, возможны небольшие неточности.

Поход растянулся на 10 часов, однако, это не помешало, а, возможно, даже поспособствовало получению участниками огромного количества впечатлений.

По итогам 2013 года именно эта поездка стала у нас одним из самых запоминающихся мероприятий.

А теперь — эмоциональные подробности.

Начало

Должен сказать, что столь дальних лыжных переходов ни мне, ни, тем более, Елизаровой, никогда ранее совершать не приходилось, поэтому, предполагая, что мероприятие может затянуться, я яростно настаивал на том, чтобы обуть лыжи не позднее 10 часов утра.

Почти так и вышло, ну с каким-то часовым опозданием: приключение началось в 11 часов с минутами.

Снег Тамбовского моря сверкает в лучах утреннего солнца, по поверхности его раскиданы радостных расцветок палаточки рыбаков. Правда, жизнь немного омрачают два момента:

• в лицо дует не то, чтобы очень сильный, но заметный ветерок
  • нет в организме легкости и готовности к подвигам, а есть только сон и леность

Однако, делать нечего: назвался груздем — полезай в кузов!

Тамбов-Тригуляй

Быстро преодолеваем Тамбовское море, перемычку, озеро Красное и к 11:40 уже минуем Чугунный мост.

Тригуляйская церковь

Тригуляйскую церковь проезжаем в 12:15, и вот уже оказывается, что мы находимся в пути целых полтора часа: для разогрева достаточно, пора совершить легкий перекус.

Мы раскладываемся на том повороте реки, после которого начинается прямой участок до Бокино. Присаживаемся, достаем чай, еду. Ах, какой изумительный привал! Нет, все-таки, настроение недостаточно походное. Хочется сидеть здесь, попивая горячий чай с наивкуснейшими бутербродами, и никуда не ехать. А еще лучше, чтобы отсюда нас забрал вертолет и доставил прямо домой, да.

Привал после Тригуляя

Не торопимся и беседуем беседы, будто на дворе лето, солнце заходит в 11-м часу вечера, и торопиться нам некуда. Елизарова заклеивает лейкопластырем начавший натираться в неудобном ботинке палец.

Однако любой привал рано или поздно заканчивается. Мы лениво собираемся, вщелкиваемся в крепления и продолжаем путь.

Впереди лежат земли, доселе нехоженные нашими лыжами — именно этот поворот реки был самой дальней на юг точкой, куда мы добирались зимой.

Тригуляй-Бокино, Елизарова сдает

До Бокино поверхность реки хорошо накатана лыжами и многочисленными снегоходами. Здесь русло делает зигзаг, срезав который путем выезда на берег, можно было сэкономить примерно километр.

Выход на сушу

Отсюда начинается сухопутный участок пути. Мы пробираемся через жухлый камыш и начинаем движение по полю, ориентируясь по котовским трубам и бокинской церкви. Снег неглубокий, жесткий, частично покрытый коркой наста, так что у нас получается удерживать примерно ту же скорость, что и по руслу.

К 2 часам дня мы поравнялись с церковью села Бокино, на фоне которой устроили феерическую фотосессию.

Церковь в селе Бокино

Далее мы двигались по грунтовкам, не съезжая больше на воду: лед выглядел как-то подозрительно.

Здесь началась одна проблема — Елизарова отставала. Как оказалось, я не просто неверно оценил ее физическую подготовку, а оценил ее ну очень неверно.

- Елизарова, БЫСТРЕЕ!!!
— Елизарова, БЫСТРЕЕ!!! — Одна из самых частых фраз того дня.

Моя попутчица была никакая. Неприятный, но далеко не сильный ветер в лицо снижал ее скорость до скорости вольготно прогуливающегося пешехода. Я старался подстроиться под нее, но уже невозможно было двигаться медленнее, потому что для меня даже медленные лыжи — это, как минимум, быстрый пешеход! Поэтому Елизарову приходилось ждать. Причем ждать часто и подолгу, наверное, через каждые 100-200 метров.

И все время я надеялся на чудо. Когда мы преодолевали Тамбовское море, я думал, что она просто еще сонная и не раскаталась. Потом я думал, что виной всему натирающий палец. Потом — уже не помню, что думал. Но где-то в глубине души я все ждал, что у Елизаровой, наконец-то, откроется второе дыхание, и она, наконец-то, сможет развить крейсерскую скорость хотя бы 6-7 км/ч.

Блуждания под Котовском

Таким образом, к тому моменту, как мы подобрались к Южной окружной дороге, я смирился с двумя вещами:

• вместо жесткого маршброска по бездорожью я нахожусь на очень длинной и утомительной, но несложной лыжной прогулке
  • наши шансы добраться до Сухотинки при свете дня достаточно призрачны

Итак, Южная окружная и мост через Цну, возле которого мы с ДенисАнатоличем в прошлом году спускали на воду байдарку. Насколько я помню, отсюда до Котовска — рукой подать. Ну, по крайней мере, если ехать на велосипеде по грунтовкам. Река уходит далеко вправо, а мы решаем срезать.

Мост после Бокино

Но тут нами овладевает топографический кретинизм, и, вместо того, чтобы обогнуть по внешней границе такое опасное в плане заблуждений и тупиков место, как дачный поселок, и выехать снова к реке, но уже после изгиба, мы триумфально въезжаем в самую гущу узеньких улочек и спящих зимним сном летних домиков.

Улица, по которой мы едем, вроде как, центральная, но ведет она немного не туда, куда нам надо. Ну, а что нам? Вот же, есть чудесная боковая улочка, лишь немного более занесенная снегом. Сворачиваем.

Боковая улочка внезапно заканчивается тупиком. Маленькие домики, заборы, калитки. Сетка-рабица, колючка, плетни… но прохода нет.

Мы стоим, размышляя, стоит ли вернуться назад. И тут случается чудо. Ну, по крайней мере, именно так это выглядело с нашей стороны. Из какого-то домика, с виду вовсе не жилого, появляется дедушка в телогрейке и объясняет нам, что вот там проход есть, просто его не видно, и ведет он к пруду, по которому, по идее, можно выбраться из этого хитросплетения улочек.

Мы благодарим дедушку, который тут же исчезает, понимаем, что встретить его — был наш квест, и что здесь явно находится чекпоинт.

Протискиваемся в узкий проход. Да, мы на льду. Немного проезжаем вперед и натыкаемся на очередную преграду — заросли. Но здесь как раз можно легко выбраться на какой-то дачный участок. Я преодолеваю символический заборчик, и пока Елизарова тормозит, нарезаю круги по хорошему плотному насту, покрывающему грядки.

С одного участка — на другой. С другого — на третий. А там уже виднеется какая-то большая вода. Цна? Нет, какая-то замкнутая лужа. Топографический кретинизм крепчает, и я вообще отказываюсь понимать, где мы находимся. И вот мы немного проходим через какие-то непонятные буреломы и где-то среди деревьев мелькает человек. Я ломлюсь, что есть сил к нему и вдруг вылетаю на лыжню! Ура! Цивилизация!

Распавшаяся было картина мира снова собирается в нечто целостное, чему очень способствует расспрос языка.

Котовск и второй привал во льдах

Вот Цна, там — Котовск, мы — в парке и едем по дорожке вдоль высокого берега. И лыжи, почему-то, не едут вообще.

То ли лыжи не едут, то ли с Елизаровой что-то не так

Спускаемся на реку, преодолев на лыжах бесснежный разогретый солнцем береговой склон.

Времени — четвертый час.

Чудесный мост в Котовске

Проезжаем довольно забавный деревянный мост, далее река поворачивает, и мы некоторое время едем по становящемуся все более подозрительным льду, уже не покрытому снегом. Возле берега на лед вытекает вода, все вокруг иногда поскрипывает и слегка покачивается. В общем, ехать нам делается по-настоящему страшно, и мы при первом же удобном случае выбираемся на берег.

Мимо "парадного" моста
Мимо «парадного» моста

Ближе к автомобильному мосту, где в Котовск входит “парадная аллея”, мы снова спускаемся на воду, минуем рыбаков, поворачиваем и видим прискорбную картину: льда впереди все меньше и меньше, а середина реки — полностью вскрыта.

По тонкому льду

Аккуратно прижимаясь к берегу, где лед кажется еще надежным, мы проезжаем сотню метров и оказываемся возле кафе, что справа от парадной аллеи при въезде в Котовск.

Пути по речке дальше нет

Всё. Конец водного пути. Дальше — только вплавь. Времени — пятый час, пора сделать привал, ведь четыре последних часа прошли в непрерывном движении.

Уютно устраиваемся на льду, прямо рядом с водой. Елизарова сначала побаивалась и хотела вылезти на берег, но трапезничать на ровной твердой поверхности оказалось гораздо удобнее, чем в глубоком снегу на склоне. Ну, и я, конечно, настоял.

Привал возле Котовска

Очередной привал. Теперь, скинув лыжи и расположившись на сидушках, мы в полной мере понимаем, что устали, да еще как: ведь позади уже 5 с половиной часов пути.

Привал, чаепитие и беседы занимают у нас полчаса.

В мыслях о вечном

Начало марта. Пятый час вечера. До Сухотинки еще пилить да пилить. Речь уже не идет о том, чтобы добраться хотя бы по сумеркам, нет. Но надо успеть пройти посветлу как можно больше.

Блуждания под Котовском, часть 2

Поднявшись на берег, мы во второй раз за этот день принимаем гениальнейшее решение свернуть в дачи, и ситуация с первым дачным поселком повторяется почти в точности, только в чуть других декорациях.

Сначала, надеясь, что вода закончится и дальше можно будет снова идти по реке, мы берем курс по тропинке, что идет вдоль берега и вскоре оказывается, что идем мы по собачьим следам, продираясь между забором и колючими кустами. И, как всегда в таких случаях, поворачивать назад совершенно не хочется. На счастье, в очередном куске забора попадается калиточка, через которую мы аккуратно пролезаем, отогнув предварительно колючую проволоку.

В дачных хитросплетениях

И вот мы на уходящей вдаль занесенной снегом улице дачного поселка, и нет у нас вариантов, кроме как ехать по ней.

Как и положено, дорога приводит в тупик. То есть, не совсем тупик, но поворачивает она совсем не туда, куда нам надо, и мы стоим, упершись в прямой угол.

Но опыт уже есть. Мы протискиваемся через щель между воротинами и оказываемся на заснеженном и заросшем участке. На пороге маленького домика — пугающе большое количество обуви. Пожалуй, в теплое время здесь живет целая шайка гастарбайтеров. Но сейчас все пусто, и ничьих следов не видать.

Участочек плавно перетекает в заросшую низину. Должно быть, премерзкое место, когда тепло.

Впереди какой-то прогал, видимо, очередное замерзшее болотце, затем подъем, забор, будка, на будке сидит собака и методично нас облаивает.

Мы уже понимаем — чекпоинт. И, действительно, откуда-то появляется мужик. Смотрит на нас изумленно. Видимо, с этой стороны он уж точно никого не ждал. Как и положено NPC, мужик объяснил нам дорогу, на чем его миссия закончилась, и он исчез.

Котовск-Старчики: штурм целины и снежный сюр

Мы же выехали на чистую воду: впереди, на сколько хватало глаз, расстилалась безлесая равнина. Слева виднелись сосны, что за Цной, справа — домики Кузьмино-Гати. Ну, что ж, по крайней мере, мы точно знаем, куда ехать, и шансов заблудиться здесь у нас мало (хотя, конечно, в жизни всегда есть место подвигу и топографичекому кретинизму).

И мы едем. Прямо напролом, по насту, против усилившегося ветра. Усталость от уже 6 часов движения накатывает все сильнее, и мы погружаемся в состояние сюра и отрешенности.

Шаг за шагом мы движемся вперед, раздвигая упругую стену обжигающего щеки ветра. Уже не такое яркое предвечернее солнце рельефно вызолотило окружающую нас равнину. Шаг за шагом. Шум ветра в ушах, сухое шуршание наста под лыжами и мерный скрип втыкаемых в него палок.

Прошлое и будущее исчезают где-то среди этих порывов ветра и золотистых сугробов. Где-то бесконечно далеко есть какая-то Сухотинка, в которую мы, вроде как едем или, скорее, идем. Идем уже целую вечность. Когда был тот привал после Тригуляя? Неужели всего несколько часов назад, а не вчера, не на прошлой неделе?

Макаронная фабрика

На той стороне реки среди леса возвышается жутковатого вида здоровенное здание. Издалека нам кажется, что это очередное новорусское безумие, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что здание не строящееся, а заброшенное. Из некоторых окон вверх поднимаются черные языки гари от давнишнего пожара. Пожара на макаронной фабрике. Да, да, как оказалось позже, при изучении викимэпии, это место обозначено именно так.

Мост где-то между К.-Гатю и Старчиками

Очередное разнообразие в нашу снежную дорогу вносят руины моста через Цну. Фотосессия нас немного оживляет, к тому же, согласно GPS, до автомобильного моста, что между Кузьмино-Гатью и Старчиками, осталось всего-ничего.

Река здесь снова покрывается льдом, и мы, завидев далеко впереди вожделенный мост, пересекли ее чтобы немного срезать угол. Вот и автодорога. И, вместе с ней, понимание того факта, что это еще далеко не конец нашего пути.

Мы пересекаем ее, и, пройдя немного в сторону Старчиков, устраиваем привал, спрятавшись, насколько это возможно, от ветра за насосной будкой рядом с водокачкой. Саму водокачку украшает чудесная воодушевляющая надпись «Приятного отдыха!», добавляющая сразу +10 к комфортности нашего чаепития.

Воодушевляющая надпись

Допиваем остатки чая, немного подкрепляемся. Но чай уже не согревает, и рассиживаться нельзя — холодно. Не особо отдохнув, мы встаем и продолжаем наш бесконечный путь.

Старчики-Царевка

Снова выходим к трассе, срезав прямоугольный поворот, что перед Старчиками. Углубляемся в деревню. Места какие-то нежилые: все больше дачи и всякий недострой.

Последние лучи солнца

Изумительной красоты закатное солнце провожает нас, высвечивая высокие облака и росчерки самолетных следов. И от солнца к нам по блестящему насту протягивается бликовая дорожка. Красота длится недолго, и быстро густеющие сумерки накрывают нас в 19 часов с минутами.

Закат над Старчиками был великолепен

Река Нару-Тамбов полностью вскрыта, как я и предполагал. Ага, чекпоинт: откуда-то появляется мужик, объясняющий дорогу, и, выполнив миссию, исчезает.

Пересекаем лужок, что между Старчиками и Царевкой, похожий больше не на лужок, а на участок изрытого воронками полигона.

В Царевке быстро находим церковь Михаила Архангела. Явный чекпоинт, нужно свериться с GPS. Но вот беда — аппарат, висевший на шее в чехле, замерз и больше не хотел включаться. Это плохо: единственный путь отсюда до Сухотинки, который мне известен, сопряжен с крюком в несколько километров, а вот как срезать — это я знал чисто теоретически.

Ну ничего! Я же могу позвонить дяде Гене и спросить у него инструкции!

Я набираю номер, объясняю нашу дислокацию и… На этом разговор заканчивается, потому что телефон тоже лежал в наружном кармане, и, как и GPS, замерз.

Михайло-Архангельская церковь в Царевке

Но мы же у церкви! Вон, там в служебном помещении рядом с ней горит свет. В церкви должны быть добрые люди, они помогут!

И мы стучимся в сторожку, откуда выходит очередной NPC и объясняет дорогу. Но объяснение мало что дает, кроме общего направления, потому что впереди только темнота и взгляду зацепиться просто не за что.

Ну и ладно! Мы едем по сельской улице, где нам попадается злой персонаж — переодетая баба-Яга. Она долго нам что-то объясняла, но мы, все равно ничего не поняли и поехали дальше.

Затерянные в темноте

И вот мы минуем последний дом и оказываемся в поле. Проходим немного по какой-то натоптанной тропинке, потом еще немного… И понимаем, что не имеем ни малейшего понятия, куда идти дальше. Мы стояли посреди заснеженного луга в полной темноте, и из ориентиров у нас была только церковь, но этот ориентир был бесполезен, ведь мы двигались от Царевки, следовательно, церковь была бы у нас за спиной при любом раскладе.

Я понимаю, что мы заблудились в трех соснах. Вокруг снег, темнота, а телефон и GPS мертвы. Выручить мог бы банальный компас, но, по иронии, был он только электронный в бесполезном телефоне.

Но сосны-то всего три! Неужели не выберемся? И мы, наткнувшись на очередную тропинку, продолжаем путь по ней.

Попутно я извлекаю из навигатора аккумулятор и вместе с замерзающей рукой грею его в паху. Через несколько минут батарея согревается и я, нежно прижимая к себе навигатор, наблюдаю за экраном загрузки Windows Mobile. Наблюдаю так, как смотрят потерпевшие крушение на костер, неверно разгорающийся от последней спички. Грузится система, грузятся Яндекс.Карты, приемник схватывает спутники. Ура!

Мы проходим еще несколько метров, чтобы определить направление движения и я дико смеюсь. Это были явно чары Бабы-Яги: мы шли в аккурат в самую чащу леса, что вдоль берегов Нару-Тамбова.

Корректируем курс. Вокруг не видно ничего, к тому же, экран навигатора слепит глаза. Поэтому идем по приборам, нацелившись на широкую просеку, выводящую на дорогу в Сухотинку.

Просека оказалась широкой и легко проходимой только на спутниковом снимке. На самом деле она шла на очень хороший подъем, и всю ее покрывали какие-то проволочно-упругие кусты, через которые было невозможно проломиться, т.к. они не ломались. Но, зато, очень крепко вцеплялись в одежду.

Просека довела нас до какого-то совсем уж исступленного состояния, но с ее преодолением, наконец-то, закончилась интрига — дальнейший путь теперь был предельно ясен. Мы, переводя дыхание, выехали на лужок, что рядом со знакомой дорогой, и поехали, ориентируясь на далекий фонарь.

Сухотинка, обезвоживание и возвращение

Шел девятый час, и оставшиеся три километра пути показались нам совершенно бесконечными. Но вот уже вокруг нас уютно светят окошками домики Сухотинки, полаивают ленивые собаки… неужели приехали? Неужели этот немыслимый путь подходит к концу?

Одержимые примерно теми же чувствами, что испытал Колумб при крике “Земля!”, мы постучались в знакомые ворота.

Дома был чай. И еда. И снова чай. Чай. Чай. Ведь за более чем 8 часов пути мы выпили на двоих только два небольших термоса чая. А, как известно, на холоде человек не чувствует жажды. Теперь же полученное обезвоживание проявилось перед нами во всей красе.

Мы легли в кровать. Невероятно, но спать не хотелось! Мы ворочались, периодически перекидывались какими-то репликами. И ни в одном глазу. Хотя, и лежать-то было не очень приятно. Какое-то дурацкое состояние: не сон, не бодрствование, а любая поза неудобна.

Повалявшись с часок, мы отправились на второй заход чаепития, сушняк не проходил.

Хмурое снежное утро в Сухотинке

Утро было ленивым и снежным. С неба сыпало и сыпало, и мы понимали, что вот по такой погоде мы бы точно не доехали, если бы перенесли вылазку на день.

До Котовска нас довез Дядя Гена на машине, а оттуда мы добрались до дома в сонной утренней маршрутке.

Автор

ivvva

Я Иванов, известный всем как Ивва Люблю я чай, кефир, а также пиво...

Лыжный поход из Тамбова в Сухотинку: на грани экстрима: 7 комментариев

1. Саш, а почему нет фото церкви в Сухотинке? Там такой красивый храм, к тому же отреставрированный недавно?

1. Ну, так история сия посвящена не церквям, а нашему маршруту, поэтому в кадр попали только те объекты, мимо которых мы проходили. А на счет сухотинской церкви я в курсе, симпатичная.