День 11-12. Чатыр-Даг яйла, пещера Эмине-Баир-Хосар

День 11. Мраморное-Ишачья тропа, 14 (309) км

Чатыр-Даг, Эмине-Баир-ХосарПосле ночной покатушки отсыпались, долго собирались, выехали ближе к 12. Ялтинская трасса загружена страшно. Проезжаем до Перевального 7 км.
В магазине перед поворотом к горам берем на 3 дня еды и, что самое страшное — воды — целых 12 литров в придачу к уже имеющимся остаткам.

Сворачиваем в поселок, на развилке идем направо, а не налево, как мы шли в апреле.

После очередного подъема во время отдыха видим спонтанно возникший смерч. Т.е., по большей части мы его не видели, а слышали: где-то метрах в 50 от нас вдруг появился характерный шум, очень похожий на звуки воздушных завихрений, образующихся за низко пролетевшим винтовым самолетом.

Обернувшись на звук, мы увидели странным образом спирально взлетающие в голубое небо сухие листья и целые ветки, причем они, не падая, продолжая вращение, двинулись в сторону вместе с непрекращающимся звуком. Явление прошло метров 30 и прекратилось, лишенные поддержки ветки и листья вполне естественным образом опали на землю. Некоторое время сидим, перевариваем увиденное. Как-то сами собой в разговоре появляются такие слова как “сталкер” и “аномалия”…

Пытаемся заехать на плато справа, выезжаем к симпатичному ручейку, где устраиваем очередной отдых. Ручеек впадает в Аянское водохранилище:

Аянское водохранилище, вид с Ишачьей тропы

Мужики на тракторе сказали, что дальше не пройти — упремся в военный объект. Поднимаемся обратно к месту, где был смерч. Нахожу тропу в лесу, иду на разведку.

Здесь мне встречаются нерусифицированные поляки, беседуем по-английски. К концу разговора выясняется, что я говорил с экскурсоводом, который мог бы изъясняться и по-русски. Посмеялись.

Начало ишачки — то самое место, где мы вышли на нее в апреле.

День 11: Ишачья тропа
Изматывающий ПОДЪЕМ. Движемся парно-челночно. Мимо проходят чехи, трезво рассудив, говорят, что к пещерам нам сегодня не выйти (да мы  и сами это понимаем)..

Подъем был настолько труден, что двух строчек для его описания явно недостаточно, поэтому добавлю подробностей.

Если бы я злоупотреблял шрифтами, то слово “изматывающий” было бы написано как минимум 72 кеглем или даже 100-м, цветом красным или пурпурным. Дело в том, что этот участок в начале ишачьей тропы, довольно тяжел даже для человека, идущего налегке!
День 11: Ишачья тропа

Помню, как взбираясь сюда в апреле, имея за спиной лишь легкий рюкзачок, я при каждом удобном случае останавливался передохнуть, маскируя усталость намерением пофотографировать, как непривычные к таким нагрузкам ноги не хотели подниматься выше. Здесь же вместо рюкзачка у меня был велорюкзак, велосипед и энное количество литров воды — груз, который не так-то просто нести в принципе, даже под горку. Но нет ничего невозможного для целеустремленных маньяков!

И мы сделали это! Энергетически подпитавшись дивным видом, открывающимся со скалы Жандарм, мы преодолели перегиб, за которым подъем пошел на спад, а потом перешел в спуск — округлая вершина горы Сарп осталась позади.

Стремительно наползают сумерки, мы делаем еще один небольшой бросок, преодолев часть подъема из седловины, и становимся здесь же, на склоне, прямо рядом с тропой.

Дивные виды. Полная тишина: только сверчки и очень легкий ветерок. Антропогенные звуки отсутствуют полностью, хотя в бинокль можно обозревать россыпи огней Симферополя и прилежащих поселков.

День 12. Чатыр-Даг яйла, 10 (319) км

Утро, солнце, тишина. И удивительно прозрачный воздух — ни намека на дымку. Тропа пуста — туристы еще не проснулись. С наслаждением завтракаем молочной кашей и долго обстоятельно пьем чай, стараясь хоть чуть отсрочить момент, когда придется снова навьючить велорюкзаки и ринуться на штурм последнего подъема.

День 12: Чатыр-Даг, стоянка утром

Собственно, того подъема осталось не так уж и много: оказывается, вчера в последнем рывке, мы преодолели его где-то наполовину. Я, как главный лосяш, вытаскиваю свой груз сам, Витя с Любой, в который раз, привычно используют парно-челночный метод. Этот подъем уже не такой страшный, как предыдущий: пара-тройка рывков с перекурами между ними и беседой с проходящими мимо туристами, и, спустя сорок минут, мы уже кладем велосипеды возле тригопункта на вершине.

Тригопункт на Чатыр-ДагеЗдесь я списываюсь с ДенисАнатоличем, и оказывается, что он на своем ацком мотоцикле уже подъезжает к Чатыр-Дагу. Назначаем ему встречу возле Трехглазки, а сами устраиваем феерическую фотосессию на тему “Мы и тригопункт”.

Пещера Эмине-Баир-Хосар или Мамонтовая

У Трехглазки пусто, а в домике — заспанный охранник-экскурсовод. Нет, я теперь умный, так что мы не купились на предложение посетить пещеру за 30 гривен, а только спустились до входа, чтобы посмотреть в ее три глаза и постоять в веящей снизу пещерной прохладе.

С ДенисАнатоличем в итоге мы встретились у пещеры Эмине-Баир-Хосар (Мамонтовой). Он обозвал меня престарелым хиппи, позавидовал на наши сбивчивые рассказы о красотах похода, а потом мы вместе пошли на экскурсию в пещеру.

День 12: Чатыр-Даг, пещера

Что я могу сказать о пещере Эмине-Баир-Хосар? Она прекрасна, рассказывать про нее можно долго, а показывать — и того больше, в связи с чем ее красотам и их фотографиям будет посвящен отдельный пост.

Понятно, что сохранить все это великолепие в первозданном состоянии, удалось благодаря закрытию свободного доступа гопоты и превращению Мамонтовой в экскурсионный объект. Но, к сожалению, вместе с гопотой доступ закрыли и нормальным людям.

Как следствие — нет возможности проникнуться пещерой, более или менее долго простоять в одном месте, т.к. на маршруте находится сразу несколько экскурсионных групп, идущих друг за другом. Ни о какой тишине здесь не может быть и речи.

В пещере Эмине-Баир-Хосар (Мамонтовой)

Но есть и плюсы. Без мостков, лестниц и тоннелей штурм пещеры был бы самостоятельным многодневным событием, требующим подготовки и снаряжения. Ну, и, конечно же, как я уже отмечал на примере других пещер, как бы мне ни претила искусственная подсветка по всему пути следования, без нее не было бы ни малейшего шанса наделать столько замечательных фотографий.

Белый спелеолог в пещ. Эмине-Баир-Хосар (Мамонтовая)

Пещера Эмине-Баир-Хосар, Чатыр-Даг: цены и экскурсии

На выбор предлагается 3 вида экскурсий, цена различается в зависимости от длины маршрута. Самая дешевая — 50 грн, маршрут около 30 мин, самая дорогая — 90 грн, маршрут полтора часа. Мы сначала хотели взять компромиссный вариант за 70 грн, но у входа выяснилось, что если мы пойдем на 90-гривенную экскурсию — то вместе с нами группа набирается тут же, а кворума семидесятников пришлось бы еще ждать, поэтому мы доплатили еще по двадцатке — уж очень нам было жарко и не терпелось прикоснуться к подземным чудесам.

Выходим из пещеры полные впечатлений, ослепленные солнцем и оглушенные жарой, обнаруживаем наши транспортные средства с целости и сохранности.

День 12: Чатыр-Даг, в поисках стоянки

Возникает вопрос — а что делать дальше? Но его решено отложить, а в порядке первой очереди найти неподалеку подходящее местечко и попить там чаю.

Мы сворачиваем с накатанной дороги, и немного углубляемся в дебри плато. А вот и подходящее место: широкая провальная воронка, окруженная со всех сторон деревьями и усыпанная опавшими листьями, укрытая от ветра и посторонних глаз. Здесь ночью можно запалить хоть пионерский костер, хоть устроить дискотеку — никто ничего не заметит.

Наш лагерь на Чатыр-ДагеВ общем, лучшего расположения для лагеря и не придумаешь, и мы убиваем сразу двух зайцев: находим место и для чая и для стоянки.

В поисках воды на Чатыр-Даге

Чай пьем долго и вдумчиво. Постепенно вечереет, в ложбинку заползают тени, и никто не испытывает ни малейшего желания куда-либо идти и что-либо делать. Однако, в конце концов, я, Витек и ДенисАнатолич садимся на велосипеды и отправляемся на поиски воды, ибо запасы наши ограничены, особенно учитывая присоединение ДенисАнатолича. Не то, чтобы нам не хватало, но экономить не хотелось, все-таки чай без ограничений — очень приятное приложение к хорошей компании.

Проехав мимо Трехглазки, решаем показать ДенисАнатоличу, что же это за такая пресловутая “Ишачья тропа”. Останавливаемся у тригопункта и долго наслаждаемся закатными видами. Воздух был уже не так прозрачен, как утром, но освещение… ах, эти закаты, как же они хороши!

Чатыр-Даг, вид на Привольное

В поисках источника заехали на объект, названный на викимэпии как “Уч. 51” и “Спелеобаза” — по слухам, здесь когда-то находилась станция связи, обеспечивавшая приземление “Бурана” на запасной аэродром. За причудливо разрисованным бетонным забором скрывались домики и палатки, и все это очень напоминало какой-нибудь пионерлагерь. И никого вокруг, только в глубине одного из зданий нашелся мужик, объяснивший дорогу к воде.

Чатыр-Даг, источник рядом со спелеобазой

Груженые бутылками мы возвращаемся назад, вновь останавливаясь полюбоваться дивными видами, чуть не доезжая Трехглазки.

«Никого нет и все другое» или Как нас путал леший Чатыр-Дага

А вот дальше случается странное. Сложно передать словами атмосферу и наше состояние, но ситуация была как в комиксе или анекдоте.

Мы приближались к нашему лагерю, ведя непринужденную беседу. Первым идет Витек, следом Попов, говоря примерно следующее: “А вот представьте, мы сейчас подходим, а там никого нет и все другое!”.

Витек внезапно останавливается и издает нечленораздельное “Э-э-э…”.

Мы его догоняем и понимаем, что да, действительно, здесь никого нет! И ничего нет: ни велосипедов, ни мотоцикла, ни кучи вещей… Хотя кострище, вроде бы, находится на том же самом месте.

Приглядываемся повнимательнее: нет, место, все-таки, другое, хоть и такое же.

Но это еще не все. Выйдя из странного места мы наткнулись на потерявшуюся Любу, которая уже собралась идти к дороге и ждать там нас.

Наш же лагерь оказался пятьюдесятью метрами дальше.

Подходя к деревьям мы, с замиранием сердца, уже представляли, что сейчас опять случится нечто странное… но нет, все на месте: велосипеды, мотоцикл, вещи.

Ох уж и проказник оказался этот чатырдагский леший!

Катаясь за водой мы совершенно незаметно нарезали где-то 8 километров.

Ну, что ж, теперь у нас воды — хоть залейся (в прямом смысле), и мы с новыми силами приступаем к трапезе. На этот раз она состоит из каши с тушенкой и, разумеется, чая.

Вечерний вид с Чатыр-ДагаА на небо над Чатыр-Дагом тем временем, высыпали бесчисленные южные звезды, и мы, вдоволь натешив наши вкусовые пупырышки, вышли из-под деревьев и устроились для созерцания на плоском камне, за которым с этого момента закрепилось название “планетарий”. Здесь особенно кстати оказались 2 вещи: бинокль и приложение Google sky map из Денискиного смартфона, показывающее в реальном времени карту звездного неба, так что сеанс скайвочинга затянулся где-то до полуночи.

ПродолжениеВ начало

Автор

ivvva

Я Иванов, известный всем как Ивва Люблю я чай, кефир, а также пиво...

День 11-12. Чатыр-Даг яйла, пещера Эмине-Баир-Хосар: 3 комментария

1. Объязательно прочитаю отчеты о всех днях похода. Я сам два года назад осенью с Перевального начал пеший поход по Ишачьей тропе на Чатыр-Даг в одиночку и тоже посетил Эмине-Баир-Хосар (фото есть на моей странице в моем мире), и ночевал в котловане у турприюта Оникс как и вы…Потом по Тисовому ущелью спустился к Ангарскому перевалу ,а дальше Демерджи и ужасы тумана и суточных дождей там ,и все такое…Люблю читать чужие отчеты, а сам начну писать и не хватает терпения заканчивать…))) Интересно излагаешь свои походы, всех благ, привет.