Таганай, день 1: курумники

ТаганайСветало, и за окнами вокзала обозначились очертания гор. Так вот ты какой, Урал! Мы проснулись или, вернее сказать, вышли из полусонного состояния, поели и поползли к остановке.

Маршрутка резво подняла нас над крышами Златоуста и доставила в поселок Пушкинский. Достаточно мне было осмотреться, чтобы увидеть первое диво. Впереди, за гаражами, округло поднимались горы, а в них лежало и даже ворочалось здоровенное молочно-белое облако. Картина отдавала сюрреализмом, из сумок сами собой повыпрыгивали фотоаппараты и начали щелкать. Да, да, меня, как человека, бывающего в горах весьма нечасто, это зрелище поразило.

Таганай, ДвуглаваяМинут через 20 мы были у входа в заповедник. Зашли в лесничество, где нам дали карты. Или, скорее схемы, больше всего напоминающие манерой исполнения картинки с форзаца детской приключенческой книжки про Волшебную страну. Ну, чтож, волшебная, так волшебная. Мы решительно вступили на дорогу, выложенную желтым кирпичом… т.е. на грунтовку, уходящую вверх.

Таганай, табличкаХодьба с рюкзаком — дело энергоемкое, так что уже через пару сотен метров мы остановились для сброса с себя излишков одежды. Под ногами было мокро, местами грязно, но ничего похожего на грязевые реки, которые нам пророчили, не было и в помине. Зато влажная зелень вокруг, освещенная лучами утреннего солнца, радовала сочностью красок, а в воздухе стоял этот удивительный запах леса.

Шагали мы достаточно долго, Машаша, которая до этого всегда ходила с кем-то более опытным, а теперь оказавшаяся по факту проводником, периодически тупила и созванивалась с товарищем.

Откуда ни возьмись налетели шальные тучи, и начал накрапывать дождичек. И это была лишь первая из множества шуток местной капризной погоды. Ведь ее радикальное изменение на Таганае — это буквально вопрос минут, так что, рассказы нашего неудавшегося проводника про творившийся здесь совсем недавно ужас с грязевыми реками, вполне укладывались в окружающие реалии.

Таганай, Большая ТесьмаВпереди послышался шум воды, и мы вскоре вышли к реке Большая Тесьма, где  Машаша окончательно сбилась с пути. Преодолев по камешкам небольшой приток, мы наткнулись на стоянку туристов, среди которых выискался добрый дядечка-руководитель группы, не поленившийся довести нас до моста через р. Большая Тесьма (разумеется, он скрывался совсем не там, где мы его искали).

Мост через р. Большая ТесьмаВообще, добраться до приюта Белый Ключ, который и был нашей целью, должно бы было быть очень просто, т.к. на всем протяжении дороги от входа в заповедник на деревьях намалеваны бело-голубые метки, не заметить которые может лишь слепец. Ну или мы. Как-то так вышло, что в одном месте мы-таки затупили и уклонились от курса.

Недалеко от приюта у тропинки встречается дерево с забавным наростом. А ну-ка, кто что здесь увидит?

Таганай, Белый ключТропа была оживленная. Навстречу то и дело попадались группы туристов самых разных возрастов. И, что меня удивляло — все здоровались. Так уж здесь заведено. Я сначала относился к этому явлению иронично, а потом тоже включился в игру.

Когда за деревьями появились домики и забор приюта Белый Ключ, солнце уже опять сияло на небе, как ни в чем не бывало. Словно и не было никаких туч и никакого дождя.

Было людно. Между деревьями то тут, то там выделялись яркими пятнами палатки во множестве, дымили костры, готовилась еда. Я скинул рюкзак, с удовольствием расправив плечи. Но истинное наслаждение я испытал лишь когда стянул с ног намокшие берцы с носками и сменил их на спортивные тапочки.

Здесь и встали. Вскоре на площадке появились две палатки, и для совсем  обжитого вида нашему лагерю теперь не хватало только дымящегося костерка.

История с дровами

С дровами у приюта Белый Ключ дело обстоит следующим образом. В ближайших окрестностях их очень мало, что и понятно, учитывая популярность места. Можно либо тащить их издалека, либо банально купить у тетечки-начальницы за 50 рублей кучку. Мы пошли по пути наименьшего сопротивления. К покупке также прилагался особый бонус в виде возможности воспользоваться колуном.

Иванов с колуном на ТаганаеНо самое интересное в этих дровах было то, что они ни в какую не хотели гореть. И были они, вроде, сухие, и даже начинали разгораться, покуда процесс поддерживался стеарином, полиэтиленом или непрерывным дутьем, однако, стоило прекратить поддержку — огонь тут же превращался в дым, а поток живительного тепла резко ослабевал.

Машаша жжот костерВ результате, каждый наш прием пищи сопровождался презабавнейшими плясками с бубном вокруг кострового места. А, поскольку я, наивный, не взял с собой газовый примус, понадеявшись на несостоявшегося проводника, кипячение воды на чай тоже превратилось из обыденной процедуры в настоящий квест.

Совладав-таки, наконец с негорючими дровами, мы от души поели, попили чаю и даже немного посушили сырую обувь и носки. Времени было еще только около полудня, поэтому мы титаническим усилием воли преодолев подкрадывавшийся соблазн “полежать полчасика после еды”, взяли с собой облегченные версии рюкзаков и отправились на прогулку, ведомые Машашей.

Курумники

Тропинка вилась по лесу, где, среди деревьев молчаливо возвышались каменные глыбы. Кое-где эти глыбы образовывали сплошные поля, похожие на каменные озера и реки. Одно такое “озеро” было на удивление белым. Остальные же, по большей части, разной степени серозелености.

Застывшие каменные потоки, огибая островки деревьев, струились откуда-то с вершин и неподвижно убегали дальше, вниз, в долину.  Сложно описать словами удивительную красоту этого явления, так что, вам придется поверить мне на слово. Я был впечатлен, хотя это было еще только самое начала моего знакомства с курумниками.

Курумник, ТаганайНа очередном пересечении тропы с застывшим потоком мы свернули с натоптанной дороги и направились вверх, в сторону гребня, то шагая, то прыгая с камня на камень. Под ногами было невероятное изобилие мхов, лишайников и разных непонятных образований, которые могли быть и тем и другим, а, может быть и какими-нибудь грибами, водорослями или растениями.

Таганай, мхи и лишайникиВот, например, из меленького, похожего на газонную травку в миниатюре, зеленого ковра торчат фантастического вида раструбы, усыпанные внутри и снаружи множеством крохотных трутовичков.

Таганай, мхи и лишайникиА вот жесткие серо-зеленые пятна лишайника явно пытаются изобразить из себя карту неведомых земель. Простор для макросъемки здесь невероятный, мне каждый раз приходилось силой отрывать себя от фотоаппарата, чтобы не потерять из вида трех подруг.

Таганай, мхи и лишайникиА вокруг, тем временем, сгустилась какая-то беспросветная серость. Наползшие из-за хребта тяжелые тучи поглотили небо, под ногами простирался непроглядно-серый лунный пейзаж курумника, кое-где разбавленный серо-зелеными островками растительности.

Таганай, Урал, курумникНеподвижная река уводила нас все выше и выше, и не было ни конца ни края этим неправильной формы серым камням. Сзади постепенно открылся вид на долину в сизой дымке, а на горизонте виднелась водная гладь и домики Пушкинского. И, разумеется, чем выше мы поднимались, тем дивнее становился вид.

Таганай, Урал, курумникА горы на той стороне долины казались насыпанными из щебня. И щебень этот был, наверное, примерно таким же, как и тот, по какому мы сейчас передвигались. Крупный. Очень. Щебень в масштабе 1000:1.

Иванов средь курумниковКамни становились крупнее и лежали все более и более неудобно. Впереди замаячило какое-то подобие гребня, но разведка донесла, что на самом деле за ним продолжается и продолжается бесконечный курумник. Тучи же не радовали, периодически стращая намеками на дождь.

Юля на курумнике
А Вы сразу заметили девочку?

А дождь, попади мы в него, мог бы сыграть с нами очень злую шутку, в одночасье сделав скользкими все камни на нашем обратном пути, и тем самым заметно увеличив наши шансы все-таки переломать себе ноги (а что греха таить, мысль о целости костей регулярно нас посещала на протяжении всего маршрута, уж очень этот путь травмоопасен).

Иванов мимикрирует под курумник
Тест на внимательность: где на этой картинке ИВАНОВ?

В общем, мы развернулись и начали спуск. Тучи по этому поводу, видимо, расстроились: они-то копили влагу, чтобы низвергнуть ее на нас, когда бы мы были уже ближе к вершине, а мы струсили. Так что совершенно внезапно с неба с сухим шорохом посыпалась ледяная крупа!

Таганай, градГрадины весело скакали по камням, скапливаясь в трещинах и хитросплетениях мхов.

Таганай, градБуйство стихии закончилось за несколько минут. Ледяные горошины  быстро таяли, а мы спускались. Только теперь я понял, насколько мы далеко забрались. Пониманию этому, конечно, сильно способствовал тот факт, что спуск по курумникам — дело гораздо более сложное и опасное, нежели подъем.

Таганай, Урал, курумникТропе мы обрадовались как родной, и, словно на крыльях, долетели до лагеря в предвкушении очередной трапезы. Ах, как вкусна была эта гречка с тушенкой после нескольких часов камнепрыганья и небольшой войны с негорючими дровами!

Вечерело. У девочек открылось второе дыхание и они решили во что бы то ни стало посмотреть с горы на закат, на меня же накатила всепоглощающая лень, я развалился в палатке (так, полежать 5 минуточек) и впал в полусонное состояние.

Это был очередной случай, когда лень сыграла со мной злую шутку (хотя, когда бы это она сыграла хоть одну добрую?). Ведь это ж такой напряг: снять верхнюю одежду, обувь, засунуть себя в спальник, застегнуть палатку… нееет, это не для меня! Я сделал просто: в чем был, в том и свалился на коврик, выставив из палатки ноги, чтоб не нанести грязи. А погоды стояли, как, наверное, все уже заметили, вовсе даже не летние, и коварный холод стелился по земле, заползая, конечно же в открытую палатку.

К тому времени, как пришли девочки, я обнаружил, что задубел знатно. С диким трудом и скрипом проворачивались мои шея и спина, а конечностями я двигал, словно робот Вертер, нуждающийся в смазке.

Баня у приюта Белый Ключ

Спасением моим оказался поход в баню у начальницы приюта, которую как раз на это время заказала Юля. Маша с Аней испугались жары (а, может, и меня застеснялись) и приглашение проигнорировали.

banyaО, как прекрасно было сидеть в натопленной парилке, слабо освещенной светом уходящего дня, пробивающимся через мутное окошко, и чувствовать, как обволакивающее со всех сторон тепло постепенно разгоняет остатки холода, скопившегося за время лежания на земле!

Особо отмечу прилагающуюся к бане купальню. Она мне, как любителю поморжевать, пожалуй, понравилась больше всего. Бассейн сваренный из металлических листов постоянно наполняется водой из ручья, благодаря чему вода в нем всегда чистая и очень холодная. Холодная настолько, что после 30 секунд пребывания в ней, тело уже становится как бы и не твое. В общем, самое оно.

Поход в баню стал достойным завершением этого бесконечного дня. Про ночь у нас Юлей сложились противоположные мнения. Мне казалось, что в палатке очень удобно и тепло, она же мерзла как цуцик (кстати, существует такая рыба — бычок-цуцик, обитает в наших южных морях).
Продолжение

Автор

ivvva

Я Иванов, известный всем как Ивва Люблю я чай, кефир, а также пиво...

Таганай, день 1: курумники: 3 комментария

1. Даа, погода на Таганае такая—в пять минут может все очень-очень резко поменяться….