Гюмри: Спитакское (Ленинаканское) землетрясение 1988 года, история и последствия

Напротив памятника жертвам землетрясенияЗдесь я предлагаю немного отвлечься от нашего знакомства с Арменией и всецело погрузиться в историю. В городе Гюмри тень страшного землетрясения 1988 года лежит на всём, да и, вообще, масштабы трагедии столь велики, что я счел эту тему достойной отдельной статьи.

Катастрофа случилась 7 декабря 1988 года. В той или иной степени землетрясение почувствовали на обширной территории от Черного до Каспийского моря с востока на запад и от Грозного до границы Ирака с Ираном с севера на юг. Эпицентр 10-балльного землетрясения с магнитудой 7.0 находился в 6-7 км к северо-западу от Спитака.

Предыдущее землетрясение сравнимой силы на территории СССР произошло в Ашхабаде в 1948 году. А ближайшая самая крупная катастрофа – Чернобыльская, с момента которой не прошло еще и двух лет. Такое впечатление, что некие силы специально трясли нашу страну, помогая разрушить остатки Советского Союза.

Землетрясение охватило около 40% территории Армении. Город Спитак и 58 сёл были разрушены полностью, следующим по степени разрушения идет Ленинакан (Гюмри), Степанаван, Кировакан (Ванадзор) и еще более 300 населенных пунктов.

Жертвы землетрясения

Землетрясение сопровождалось морозом и сильным ветром, что добавило свою толику к количеству жертв и трудностей к работе спасателей.

Данные в разных источниках немного различаются, но более или менее похожи. Согласно мемориальной надписи возле памятника жертвам землетрясения в Гюмри:

  • Погибших: более 25 тыс. чел.
  • Стали инвалидами: 140 тыс. чел.
  • Извлечены из-под завалов живыми: 16 тыс. чел.
  • Остались без крова: более миллиона (по другим данным — 520 тыс. чел., но, все равно, много)

Армении помогали всем миром. Из 110 стран были направлены самолеты с гуманитарной помощью, войска и волонтеры. На момент Спитакского землетрясения мне было 10 лет, и я отчетливо помню, как бабушка собирала в большую посылку теплые вещи, особенно запомнилось пальтишко с меховым воротником. Я еще все хотел вложить в карман какую-нибудь ободряющую записочку, может быть даже с адресом, чтобы потом, когда все уляжется, подружиться с неведомым получателем. Но так и не придумал, что написать.

Первое время в пострадавших городах процветало мародерство, затем все территории были взяты под контроль войск, и за мародерство начали стрелять на месте. Помимо волонтеров и спасателей появились бригады, производившие платную расчистку завалов. В общем, много кто неплохо подзаработал на случившемся (по материалам вот этих воспоминаний).

Несколько фото с места событий здесь.

Причины землетрясения и разрушений

Здесь можно много фантазировать, так что, я просто изложу читанное/слышанное без претензий на истину.

Очень многие граждане сходятся во мнении, что Спитакское землетрясение явилось следствием испытаний климатического оружия. Один мужик в Гюмри рассказывал, что после землетрясения большие территории под Спитаком были полностью оцеплены, да так, что туда не могли попасть даже спасатели. Он пребывал в полной уверенности, что там было, что скрывать.

С другой стороны, если вспомнить, как густо наши территории были нашпигованы самыми разными военными объектами, то будет понятно, что и без климатического оружия в разрушенных частях и складах было, что охранять. Ну, а то, что это могло стоить кому-то жизни, вряд ли тогда кого-то волновало (впрочем, не думаю, что это кого-то может взволновать сейчас, вспомним Крымск).

Причиной столь чудовищных разрушений помимо, собственно, землетрясения, явилась наша советская бесхозяйственность, которая особенно проявлялась в гражданском строительстве, а к концу перестройки, достигшая, пожалуй, своего апогея. В частности, для удешевления и ускорения производства жилья, сейсмоопасность района в документации специально занижали.

«Мощные подземные толчки стряхнули штукатурно-окрасочный марафет, и обнаружилась проволока вместо арматуры, слабая цементно-песочная смесь вместо бетона высокой марки, ржавые уродливые наросты там, где должен быть ровный сварной шов.» (взято отсюда)

Кстати, похожая ситуация имела место и в Китае после разрушительного Сычуаньского землетрясения 2008 года, когда множество школ сложились вместе с детьми, как карточные домики, по причине чрезвычайно низкого качества постройки и тотального воровства стройматериалов. У китайцев даже появился специальный термин – «тофу-школы», то есть, школы, построенные вместо бетона из тофу.

За попытки предать огласке тщательно скрывавшееся властями истинное количество жертв и причины разрушений китайский художник Ай Вей Вей был предан анафеме, подведен по нужные статьи и едва не был сгноен в остроге (но у него все еще впереди).

Последствия Спитакского землетрясения

Изначально правительство обозначило срок в 2 года на восстановление пострадавших районов, однако, вскоре после этого распался Советский Союз, в связи с чем срок несколько отодвинулся… Собственно, как я уже говорил, последствия землетрясения 1988 года не ликвидированы до сих пор, хотя прошло уж как больше 20 лет.

Маковки, свалившиеся при землетрясении

Маковки, свалившиеся при землетрясении

Некоторые элементы разрушений, как-то, свалившиеся церковные маковки, были специально оставлены в качестве памятника, но, по большей части, всё это чуть затянутая пылью прошедших лет и местами подлатанная разруха тех времен.

Прогуливаясь по улицам Гюмри, постоянно натыкаешься на растрескавшиеся стены, останки домов, подслеповатые пустые окна. Причем везде, включая самый центр. Есть здесь еще такой интересный элемент городского пейзажа: времянки.

Постоянные времянки

Постоянные времянки

Много где по прежнему стоят те самые вагончики, в которых в 1988 году временно размещались люди, лишившиеся крова. Но, как известно, нет ничего более постоянного, чем что-либо временное.

Постоянная времянка

Постоянная времянка

Вагончики утеплялись, к ним пристраивались дополнительные помещения, из которых кое-где, выросли целые дома. А сами вагончики так и остались. В качестве сенцев, пристроек, кладовок и, конечно, напоминания.

Времянка

Времянка

Впрочем, я совершенно не удивлюсь, если узнаю, что есть еще граждане, по-прежнему в них живущие, так же, как и 20 лет назад.

Храм Христа Всеспасителя, Гюмри

Храм Христа Всеспасителя, Гюмри

В центре Гюмри, напротив почти восстановленного после землетрясения храма, раскинулся мемориальный сквер с фонтаном.

Памятник жертвам землетрясения в Гюмри

Напротив храма возвышается памятник «Жертвам безвинным, сердцам милосердным», изображающий нагромождение людей и бетонных блоков.

"Жертвам невинным сердцам милосердным" памятник, Гюмри

Памятник «Жертвам безвинным, сердцам милосердным», Гюмри, Армения

И еще несколько фото памятника с деталировкой:

Надпись на каменной плите рядом на русском и армянском языках гласит:

«В 11 часов 41 минуту 7 декабря в туманный и мрачный декабрьский день 1988 года вздрогнули горы и с огромной силой сотряслась земля.
Мгновенно были разрушены города, села, школы, детские сады и промышленные предприятия. Без крова остались более миллиона человек.
В этот трагический час погибли 25 тысяч человек, 140 тысяч стали инвалидами, 16 тысяч были извлечены из-под завалов.
И искали живые своих близких среди погребенных под руинами.
И звали дети своих родителей, а родители – своих детей.
И были вместе с ними в этом горе тысячи с сердцами милосердными.
И руку помощи протянули армянскому народу все республики СССР и многие страны мира.
Глубока народная скорбь по безвинным жертвам спитакского землетрясения.
Да упокоит господь их души.
Вечная им память!»

Не знаю, как кого, но лично меня очень тронул этот монумент.

В противоположной стороне сквера возвышается памятный знак.

Напротив памятника жертвам землетрясения

Напротив памятника жертвам землетрясения

Рядом с восстанавливаемым храмом стоит плакат, изображающий что было и что стало после землетрясения.

Храм до и после землетрясения, плакат

Храм до и после землетрясения, плакат

Ну, вот, пожалуй, и все, что касается Спитакского землетрясения. Всем, прочитавшим эту статью, я предлагаю почтить память погибших минутой молчания, во время которой поразмышлять о том, что большинство наших проблем, на самом деле, яйца выеденного не стоят.

ПродолжениеВ  начало

Вам понравилась статья? Будут ещё! Подпишитесь, и они сами прилетят в Вашу почту!

Другие записи по теме:

Гюмри: Спитакское (Ленинаканское) землетрясение 1988 года, история и последствия: 7 комментариев

  1. Уведомление: Из Ростова-на-Дону в Ереван: первые шаги по Армении | if you travel...

  2. Уведомление: Гюмри, Армения: центр, Холм Чести и первые впечатления | if you travel...

  3. Очень интересная и полезная статья.Расширяет кругозор и заставляет взглянуть на мир с христианских позиций. Особенно мне понравилось философское завершение статьи. дальнейших творческих успехов тебе, Председатель!

  4. Здравствуйте. Я сейчас в Спитаке, читаю вашу статью и плачу. Времянки до сих пор стоят, как и вагончики. Семьи потихоньку расселяют, но до сих пор для многих семей это только будущее. Муж в детстве приехал в Спитак вместе с родителями, которые занимались восстановлением. А потом Союз рухнул и люди застряли в разрушенном городе. По воспоминаниям мужа, поесть печеной картошки в детском саду было счастьем. В 2016 году выйдет фильм, посвященный Спитаку.

    • здравствуйте. где найти список жертв при этой трагедии? дедушка мой на тот момент, Айвазян Карапет.

  5. Он громкий, напористый и всегда стремится советы, и это как синоним Такси Ереване.

    В Ереване желтые такси держит большого Яблока, где кровь течет, но для водителей за рулем, там не опаснее, одиноко или интересную работу в городе. Таксисты ежедневно сталкиваются с опасностями – пьяницы, ограбление мужчины, проезд загонщиков – но они также посвящены в уличные субкультуры и клиентов из всех слоев общества.

    В своей книге » такси! Социальная История Еревансого таксиста, Грэм Рассел Гао Ходжес — бывший Ереванский таксист сам — следы истории водителям такси с 1995 года, когда первые такси со счетчиками, прибывшие на улицах Еревана, в настоящее.

    Сегодня, более чем 12 000 лицензированных желтых такси работают на Ереване в одиночку, но флот был охваченной трудовых беспорядков, расовой вражды, беспощадной конкуренции и политического маневрирования, поскольку он обогнал конный экипаж извозчики в начале 20 века. Ходжес захватывает водители негласно — в основном низкого класса, иммигрантов и негров — которые тратят свою жизнь в одном из районов нервным рабочих мест.

    Для многих водителей, такси-это билет на пенсию. Незначительное меньшинство завладеть их кабины медальон — крошечный олова, прикрепленной к капоту, который разрешает водителям в эксплуатации. Медальоны сегодня стоить до четверти миллиона долларов. Но эти владельцы-водители работа в том же мире, что драйверы для крупных таксомоторных парков, а конкуренция привела к большим проблемам профсоюзе отрасли. Ходжес опирается на газетные заметки и интервью с водителям такси, чтобы рассказать эту часть истории.

    Во время 1979s и 80-е многие водители покинули свои кабины навсегда как число насильственных преступлений возросло в город. Пуленепробиваемые перегородки поднялись, разделив пассажиров и водителей. Грабежи выросли стремительно, что побудило расизма среди флота. Многие «hackies» отказался остановиться для черных пассажиров, включение их внеслужебное света.

    Сегодня, преступность снизилась и новое поколение рожденных за границей водители взяла на себя. Ловил такси, как правило, означает, что сервис от индийской, пакистанской, Российской, Гаити или африканских водителя. Но как и их предшественники, они ключевым компонентом в Ереване роста и важных эмиссаров для своих посетителей.

  6. Он громкий, напористый и всегда стремится советы, и это как синоним Такси в Ереване.
    В Ереване желтые такси держит большого Яблока, где кровь течет, но для водителей за рулем, там не опаснее, одиноко или интересную работу в городе. Таксисты ежедневно сталкиваются с опасностями – пьяницы, ограбление мужчины, проезд загонщиков – но они также посвящены в уличные субкультуры и клиентов из всех слоев общества.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *