Чарынский каньон: автостопом на уницикле

Съездить на Чарынский каньон я собирался давно, ведь человека всегда тянет в места, где он был когда-то. А я здесь был в далеком 2014 году и теперь жаждал освежить впечатления. Но что-то меня все время отвлекало. Конечно, кто же может быть занят больше, чем человек, который нигде не работает и чья жизнь, по сути, не подчинена никакому графику? Но, на 7 месяц пребывания в Казахстане, я стукнул кулаком по столу и воскликнул «Доколе!»…

и причудливые скалы

На автовокзале Сайран мне сказали, что в нужную сторону оттуда ничего не едет, отправили на Саяхат. И вот 13 июня я, все утро прозанимавшись фигней, решил ехать, во что бы то ни стало, даже если ночевать мне придется в степи на полпути к моей цели.

Экипировка для похода на Чарынский каньон

Собрал максимально легкоходный рюкзак, содержимое которого перечислю здесь для истории:

Жилище: двойная ПЭТ-пленка 1,5х2 м, два колышка из электрода 4-ки, 5 метров бельевой веревки, флисовый плед и коврик туриста. В качестве подпорки планировалось использовать уницикл.

Одежда: шорты, майка, трусы, тапки — на мне; флиска, майка, трусы, штаны типа лосины, носки, балаклава, баф — в рюкзаке.

Еда: 2 банки каши с тушенкой, козинаки 2 шт, печенья 2 шт, семечки, пепси 1 л, вода газированная 2 л, вода простая 0,5 л. Для разогрева — сухой спирт, зажигалка, посуда — нож швейцарский и вилка.

Прочее: бинокль, солнечные очки, powerbank, наушники, фонарик, шарики для жонглирования, кендама, пои.

Вещи упаковал в рюкзак и сумку через плечо, каремат примотал к рюкзаку. Без воды мой груз не весил вообще почти ничего, вода, конечно, добавила тяжести, но, в целом, экипировочка все еще подходила под легкоходную.

Я еще долго думал, брать мне с собой этот тяжеленный советский бинокль БПЦ4 или ну его? И, как же я потом себя хвалил за то, что не поленился прихватить с собой лишние 800 грамм.

Дорога на Чарынский каньон и проблемы с оплатой

Приехав на Саяхат, я начал уже немного нервничать по поводу упущенного времени. Поняв, что на Нарынкол отсюда я не уеду, решил ехать до Чилика, а там разбираться по месту. А вот и водитель, который предложил доехать за 3000. Не такая уж и большая цена, учитывая, что ехать полтора часа, поэтому я согласился. Мы привязали уницикл на крышу, а я обнаружил, что у меня нет налички, и пошел искать банкомат Каспи. Пока искал банкомат, нашел мужиков, которые довезли бы за 2000.

Немного нервов мне добавил тот факт, что вся электронная инфраструктура Каспи в это время легла. Невозможно было снять или перевести деньги, даже между своими счетами. Поэтому, садясь в машину, я понимал, что отправляюсь в поход вообще без денег. К счастью, когда мы уже были в дороге, приложение заработало, и я смог заплатить водителю и обналичить через него 5000 на всякий случай.

Парадный Алматы остался позади, вдоль дороги потянулась привычная взгляду разруха и запустение. В Чилике я оказался к 5 вечера.

Ну, здравствуй дух странствий. Передо мной указатель с перечеркнутым названием «Шелек» и уходящая вдаль трасса. Почти пустая и с хорошей обочиной. По ней я и проезжаю порядка 4 км до развязки, где сворачиваю в сторону Байсеита.

Вскоре после развязки натыкаюсь на придорожное кафе, где съедаю окрошку с лепешкой, расплатившись заработавшей к тому времени картой Каспи.

Быстро проезжаю Байсеит, и торможу на выезде возле бабки с абрикосами. Она радуется унициклу и кормит меня своим товаром. Здесь же появляется дед, и я читаю им лекцию о том «как на этом ездить».

Ехать дальше нет смысла: самому на уницикле мне не добраться ни при каком раскладе, особенно, учитывая, что дорога дальше идет в гору. Скорее всего, я бы не добрался даже до Кокпека. Надо ловить тачку, чем я и занимаюсь, стоя на обочине и жонглируя, поднимая большой палец, когда со стороны Байсеита появляется машина.

Меня подобрал пятый водитель. Молодой парень, фотограф, ехавший в Кольсай на хорошей машине, закинул уник в багажник, а меня в салон, и мы помчались в сторону гор. Где-то там, в степи, шла заброшенная дорога, которой мы с Андреем ехали в 2014 году. Подъезжая к ущелью, я даже разглядел начало той дороги.

Как обычно бывает в подобных ситуациях, я погрузился в воспоминания о тех далеких временах, когда я ехал здесь на велосипеде, а мелкий щебень из-под колес машин, впивался в мое тело, подобно пулям. Теперь же здесь был ровный асфальт, и никакой щебень никуда не летел.

Проехали Кокпек и площадку с кафешками, где мы когда-то набирали воды.Увлекшись, водитель проскочил на несколько сотен метров поворот на каньон, высадил меня и умчался. Я остался один на залитой закатным солнцем абсолютно пустой трассе. И вокруг была почти полная тишина, которая казалась нереальной после непрерывного гула машины и города. Откуда-то из жухлой травы доносились ленивые звуки стрекочущих насекомых.

Я быстро вернулся к повороту с красивым деревянным щитом. Но не щит поразил меня, а дорога, ибо в 2014 году здесь была лютая адовая стиральная доска, прыгая по которой на груженых велосипедах мы с Андреем непрерывно матерились.

А теперь минутка удивительных совпадений.

Эту стиральную доску мы запомним надолго — фото из далекого 2014 года

Посмотрите на эти 2 фото. Они сделаны с разницей в 9 (девять) лет. Сделаны спонтанно. Ничего не кадрировалось. Каково же было мое удивление, когда я обнаружил, что оба фото сделаны с одного и того же ракурса на одни и те же горы.

С тех пор здесь появился идеальный асфальт, ехать по которому было легко и приятно.

Полупустыню заливало закатом, в нескольких сотнях метров справа громоздились пологие марсианские горы. Другие горы, те, что слева, гораздо дальше. Они утопали в голубоватой дымке.

Ехал я небыстро, т.к. не мог отказать себе в удовольствии пофоткать себя и уницикл на прекрасном фоне, маскируя этим простое желание отдохнуть пятой точкой (ведь суммарно я за сегодня проехал своим ходом уже километров под 20).

Ко входу в каньон я добрался с последними отсветами заката. У открытого шлагбаума никого не было и избушка билетера была также пуста. В густеющих сумерках утопали таблички с грозными предупреждениями о том, что вход на территорию без оплаты запрещен, что нельзя сорить, жечь костры, ловить животных, собирать травы и все такое. Так я и проехал не обилеченным, нахлобучив систему на 800 тг.

Ночевка на Чарынском каньоне или
Как я спал в хрустальном гробу замке

Но что же теперь делать? Где ночевать? Я немного петляю в поисках въезда на нижнюю дорогу и начинаю спуск. Иду пешком, а на смену сумеркам приходит темнота. Я разрываюсь между желанием спуститься вниз к речке Чарын и заночевать возле нее и поставиться прямо здесь. Побеждает второе, причем, причины чисто эстетические: я просто не хочу спускаться вниз по темноте, не видя окружающих красот. К тому же, в темноте я не поеду, а пойду пешком, и этот путь не доставит удовольствия.

палатка из полиэтилена и уницикла

Так, отложив наслаждение красотами на утро, я нахожу плоское место в стороне от дороги и возвожу там свой хрустальный дворец из пленки, уницикла и веревочки. Колышки дополнительно укрепляю камнями, стелю внутрь коврик, и мое жилище начинает напоминать палаточку.

На ужин у меня разогретая на таблетке сухого спирта банка каши с тушенкой и пепси, сохранившаяся почти холодной в недрах флисового пледа.

Проделав важнейший ритуал по отделению сегодня от завтра с помощью пасты и зубной щетки и приодевшись в штаны и флиску, забираюсь в палатку.

Перестав производить собственные звуки, обнаруживаю себя в гробовой тишине. Той, при которой у тебя начинает звенеть в ушах. Некоторое время проникаюсь этим редким явлением, а потом все порчу, решая посмотреть на ночь серию «Короля и Шута», и в этой обстановке с темными горами вокруг, звездами и тишиной сериал заходит просто на ура.

Сериал заходит, а вот сна что-то нет ни в одном глазу. При полном отсутствии засветки небо начинает пялиться на меня тысячами звезд. Ведь в нормальной жизни я на небо почти не смотрю, т.к. зрение все равно не позволяет. Здесь же — совсем другое дело. Спустив палатку до пояса и припав к окулярам бинокля я погрузился в бескрайние глубины космоса, и процесс этот увлек меня невероятно. Бесчисленные спутники не спеша пересекали небо в разных направлениях. Некоторые ярко блестящие, некоторые едва видимые. Доходило до того, что в поле зрения бинокля одновременно находилось до 3 движущихся объектов.

Глаза устали, я отложил бинокль и попытался заснуть. Но не тут-то было. Послушал аудиокнигу «Библиотекарь» и только по косвенным признакам потом понял, что на какое-то время, все-таки, отключался. А признак такой: если ты проспал часть аудиокниги, то в какой-то момент ты понимаешь, что вообще не врубаешься в то, что рассказывает диктор.

Утро, звери, спуск к р. Чарын, сиеста

Несмотря на такой рваный сон, рассвет я встретил вполне выспавшимся и бодрым. Вот, что значит, спать под открытым небом.

Оказалось, что я поставил палатку в прямой видимости от ларька с едой и лестницы, что спускается к дороге от визит-центра. Но в 7 утра это не было проблемой: туристы все равно еще спят или только-только выезжают в сторону каньона на своих комфортабельных автобусах.

Надо бы позавтракать, но я решаю отложить это важное дело до реки. Да что тут до этой реки-то, пара километров вниз, пролечу за несколько минут!

И я полетел. Но летел недолго, потому что надо же пофоткать причудливые скалы в лучах рассветного солнца. Потом надо было пойти в сторону по дорожке, посмотреть, куда она ведет. Потом поразглядывать скалы в бинокль и встретить зайчика. Потом устроить фотоохоту на суслика и прыгающее по склонам в отдалении семейство предположительно фазанов. Жирненькая курочка красивой сине-черно-полосатой окраски вела за собой целый выводок таких же цыплят. В общем, проснувшийся во мне не очень юный натуралист, долго не давал мне спуститься к реке.

Внизу за эти годы все поменялось. Никаких теперь кафешек, юрт, гадящих в речку лошадей и баранов. Всю торговлю и сервис вычистили из нижней части каньона, переместив их в начало. Здесь же остались только дорожки, беседки и лавочки.

А вот и дерево, к которому я прислонял велосипед 9 лет назад. Теперь здесь постоит мой уницикл, а я буду купаться. Ну, как купаться… Речка грохочет бешеным потоком, отходить от берега я не рискнул, а только побултыхался на мелководье. Водичка очень бодрящая, но не ледяная. В тени благостная прохлада, а при выходе на солнце оказываешься в жутком полуденном пекле, поэтому я, никуда не торопясь, расстилаю коврик и устраиваю сиесту, компенсируя ночной недосып.

К полудню нагрянули туристы. Я беседую с французами, приехавшими на свадьбу. Их целая делегация. И если б они не были французами, я бы принял их за американцев, уж очень по-американски выглядели эти спортивного вида дедушки в шортах и ковбойских шляпах.

Прогулка по верху Чарынского каньона и возвращение в Алматы ураганным автостопом

Возвращение начинаю во втором часу дня. По пути встречаю компанию из 2 индусов и араба, мы беседуем, я фоткаю цикаду в кустах и останавливаюсь в беседочке.

К слову, беседочки, стилизованные под камень и питьевые фонтанчики с привозной водой — еще два важных элемента инфраструктуры, появившиеся за эти годы. К сожалению, фонтанчики к этому моменту были не заправлены. А вот в беседках можно отлично отдохнуть от палящего солнца.

Пока сидел отдыхал, мимо прошел один из тех индусов, с которыми я общался. Сел рядом, посидели поговорили, он поделился со мной печеньками и сказал, что он пил воду из Чарына. Я сказал, что сомневаюсь в ее чистоте для питья, а он ответил, что «мне норм, я ж из Индии».

Ближе к выходу из каньона на меня в буквальном смысле напала толпа китайцев. Кто бы мог подумать, что уницикл так их впечатлит. Они обступили меня и начали со мной фоткаться один за другим. Сфоткалось человек 10, и еще двое потом догнали, попросили попозировать.

Выбравшись на верхнюю дорогу, прошел по ней, дабы взглянуть на каньон с другого ракурса. Но все это было уже не так интересно, как утром, когда я был один во всем каньоне. Народа вокруг было как на кладбище в пасху. Пообщался с группой американцев и поехал на выезд. Подозрительное небо и сильный ветер разубедили меня оставаться в каньоне на еще одну ночевку.

На стоянке попросил у казахов воды, они налили мне две бутылки и усадили попить с ними чаю.

Подзаправившись выехал на дорогу к трассе и столкнулся с совершенно неистовым потоком ветра, который дул мне точно в лицо. Ехать против него было настоящим мучением, особенно, учитывая, что первые несколько километров дорога идет в гору.

И были бы у меня все шансы добраться до трассы уже без сил, с глазами, ушами и мозгами, вынесенными безжалостным ветром, но обогнавший меня внедорожник внезапно остановился и поехал задом.

«Тебе куда?» — Спросили казахи. Я сказал, что в Алматы. Они сказали «Садись!» и довезли меня по платной дороге почти до дома, купив мне по пути бутылку ледяной колы.

И это был тот самый случай, когда ты настраиваешься на дорогу, и она начинает тебе помогать. Я много раз читал про это у автостопщиков, да и сам сталкивался в те времена, когда автостопил от Туапсе до Тамбова. И, да, оно работает.

Так и закончился мой замечательный однодневный легкоходный походик на Чарынский каньон. Да, возможно, неплохо было бы остаться на еще одну ночь, тогда я получил бы возможность пофоткать скалы на закате. Но, останься я, кто знает, попалась бы мне столь удачная попутка или нет? А каньон и в утренних лучах выглядел неплохо.

Если вы дочитали до этого места, и не заметили ссылку на отчет 2014 года в самом начале, то приглашаю вас в мою личную машину времени, которая отнесет вас от этой статьи на 9 лет назад. Машина активируется кликом по ссылке:

==> Эпический всеяказахстанский велопоход <==

Автор

ivvva

Я Иванов, известный всем как Ивва Люблю я чай, кефир, а также пиво...

Чарынский каньон: автостопом на уницикле: 2 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *