Сталкер: операция «Кара-Даг»

Кара-ДагСталкер: операция «Кара-Даг»

Девочка опаздывала. В общем-то, к тому моменту, как она подошла в условленное место, мы уже были готовы бросить всю эту затею и сесть на ближайший автобус до Феодосии, оставив Кара-Даг непокоренным.

Втроем мы сели на автобус до остановки «Биостанция», который обогнул Кара-Даг и высадил нас у главного входа в заповедник.

Здесь события стали принимать забавный оборот. Девочка-сталкер, как оказалось, ведет нас на территорию заповедника нелегально. По этой причине я здесь не буду раскрывать ее имя и телефон. Много раз она нас проинструктировала, как себя вести и что сказать, если кто-то начнет доматываться.

Но на дворе несезон, поэтому стражи не бдили. Мы аккуратно миновали домики ученых и охраны. Из-за заборов выглядывали усыпанные цветами миндальные деревья. Оставив жилье позади, мы пошли вверх по тропе, уже не таясь.

Кара-Даг, дивные видыДевочка периодически останавливалась передохнуть и рассказывала разные истории про флору и фауну этих мест, из которых, разумеется, почти ничего запомнить не получилось, хотя и было интересно. Тропинка все поднималась, и, в полном соответствии с «правилом дивных видов», виды с каждым следующим метром подъема становились все дивнее.

Кара-Даг, скала ЛесникСкала «Лесник», угрюмо нахмурив брови, провожала нас взглядом. «Именно такое выражение лица бывает у лесника, который три часа гоняется по заповеднику за дикими туристами» — Комментирует Девочка. С этого места видно Святую гору, море вдали, поселок Курортное, ютящийся в узкой долине.

Курортное, вид с Кара-Дага

Школьное — Кузница советского луноходства

А вот на той горе что-то весьма интересное, напоминающее по виду остов парусного корабля. Как оказалось, нет, не Ноев ковчег. Здесь располагался центр управления луноходами и мощнейший радиочастотный телескоп. Вообще, Школьное – поселок рядом с Кара-Дагом – в прошлом военный городок, где ковали советскую лунную программу.

Останки лунной программыВход сюда был только по пропускам, высочайший режим секретности. Здесь перебывали все звезды космонавтики, начиная с Юрия Гагарина.

Где-то там под горой находятся останки лунного полигона, созданного для испытания луноходов, где когда-то был скрупулезно воссоздан участок лунной поверхности с кратерами. Украинское правительство, заполучив секретный объект, долго думало, что с ним делать, и не нашло ничего лучше, чем разобрать все к чертовой матери на стройматериалы.

А вот полигон остался, и теперь вот я понимаю, что прошел мимо объекта, который, вполне возможно, по интересности затмил бы для меня сам Кара-Даг. Вот и всегда так. Приезжаешь куда-то неподготовленным, и, пожалуйста, – все самое удивительное остается за бортом.

Хребет КарагачПоднимаемся еще немного и идем вдоль хребта Карагач. По правую руку расстилается сизое море, плавно переходящее через размытый горизонт в белесое небо.

Кара-Даг, вид с хребта КарагачЯ, все еще опасаясь дождя, спрашиваю у Девочки-сталкера на счет местных погод. Оказывается, Кара-Даг – место чрезвычайно засушливое и дожди здесь, по ее словам, случаются примерно также часто, как в Египте. То есть – почти никогда. И нет Кара-Дагу никакого дела до того, что в паре часов пути отсюда мы вчера вымокли до нитки.

Кара-ДагДевочка вещает, что Кир Булычев в свое время работал здесь на биостанции и был сильно впечатлен природой Кара-Дага, в связи с чем в его произведениях часто можно найти описания, сильно напоминающие здешние ландшафты. «А вон сидит птица Рок» — Говорит Девочка, показывая на ворона, угнездившегося на вершине плосковерхого столба.

Птица РокПравда, подтверждений сказанному про писателя я в Интернете не нашел, ну да ладно: мне лично нравится допускать вероятность того, что я ходил теми же тропами, что и «родитель» Алисы Селезневой.

Скала «Иван-Разбойник»

В очередном ущелье, сбегающем к морю, виднеется примечательная скала — «Иван-Разбойник». Вот он, в лихо нахлобученной высокой шапке с мешком награбленного за спиной, убегает от нас в море: Кара-Даг, скала Иван-Разбойник, Разбойничья бухта

Под нами находится бухта «Разбойничья», хорошо спрятанная в скалах от глаз морского наблюдателя. Название говорит само за себя: пираты, разумеется, использовали это место, чтобы нападать на проплывавшие поблизости суда, появляясь как бы из ниоткуда.

Скала «Золотые ворота»

Еще несколько спусков и подъемов, и вот он, гвоздь программы – «Золотые Ворота». Название скала получила за окраску, которую придает ей заходящее солнце. Вечером, когда берег уже погружается в тень, на протяжении какого-то времени она еще остается ярко освещенной, что из-за контраста производит феерический эффект. Да и почти на всех открытках скала «Золотые ворота» изображена именно в закатной цветовой гамме. Но с закатными цветами у нас вышла неувязочка, поэтому на моих фотках цветовая гамма будет пастельная.

Кара-Даг, скала Золотые воротаОтсюда она кажется не очень большой, ведь мы на высоте около трехсот метров. Однако, размеры образования, на самом деле, впечатляют:  арка возвышается над уровнем моря примерно на 30 метров, а опоры уходят в глубину еще на 12.

Ну, вот он, мой гештальт, завершился: скала посмотрена и сфотографирована. Для полного счастья, конечно, неплохо было бы еще ее обплыть и осмотреть снизу, но сейчас это, увы, невозможно. И, все-таки, жаль, что нет солнца! Определенно, при ярком освещении на фоне морской синевы кадр получился бы куда как более выигрышным!

Скала «Лев»

Расположена левее «Золотых ворот». Тоже симпатичная. Только вот именно со львом у меня она что-то никаких ассоциаций не вызывает. А какие ассоциации она вызывает у Вас?

Кара-Даг, скала ЛевПока фотографирую ворота, льва, окрестности, выбеленные птичьим пометом прибрежные скальные стены, между девочками разгорается дискуссия на тему «на что похожи вон те силуэты». С левой стороны возвышается темный на фоне неба гребень, ощетинившийся сверху причудливыми фигурками. По разным версиям там можно увидеть котенка, лягушку, слоника, бегемота, мышку… В общем, природный тест Роршаха.

Кара-Даг, тест РоршахаГде-то ближе к морю, внизу недалеко отсюда располагается район, называемый «Мертвый город». Я, правда, так и не смог рассмотреть там ничего, что хоть как-нибудь оправдывало бы это название, но звучит здорово. Район абсолютно запретный для посещения, населенный редкими видами особо нервных птиц, которые при виде человека сразу же совершают харакири. Короче, нельзя их беспокоить. Если там поймают – то проблем не оберешься. Впрочем, нам туда как-то не особо и хочется.

Проходим участок с особо причудливыми каменными столбами и изваяниями.

Кара-Даг

Вечереет. Мы идем по каменистой тропе. По левую сторону возвышается Святая гора. Девочка говорит, что святого, который, якобы, жил на ее вершине, никак не могут поделить друг с другом христиане и мусульмане.

Вдруг отчетливо слышится какой-то лай: кричит потревоженная косуля. Я долго изучаю в бинокль лесистые склоны Святой, и понятно, что никакой косули не нахожу. Хотя, не исключаю, что несколько раз посмотрел прямо на нее, но не заметил.

Скала «Чертов палец»

Мы пересекаем небольшой лужок и выходим на хорошую грунтовую дорогу. Откуда-то слышится звук мотора. В свете всех рассказанных Девочкой ужасов нелегального пребывания в заповеднике, я несколько нервничаю. Мимо проносится джип. «Ничего страшного,» — говорит Девочка – «это военные. У них там база, а мы им неинтересны»

Дальше следует рассказ о том, что объект на вершине горы весьма секретный и охраняется вплоть до стрельбы на поражение. И что однажды лесники пошли в ту сторону по каким-то делам, не позвонив военным, в результате чего попали под огонь. Никто не умер, но всем было весело.

Кара-Даг, скала Чертов палецСправа от дороги на фоне моря возвышается темной громадой скала «Чертов палец». К ней прилагается рассказ о том, как три отмороженных альпиниста решили отметить на ней новый год. Залезть смогли, а слезть по каким-то причинам – нет. Сидели три дня, чуть не замерзли насмерть, были сняты вертолетом, новый год удался.

Кара-Даг, скала Чертов палецНу и последний пункт нашей программы: смотровая площадка недалеко от скалы. Отсюда как на ладони виден Коктебель, Планерное, мыс Хамелеон. Но надолго мы здесь не задерживаемся: усилившийся к вечеру промозглый ветер резвился вокруг, пытаясь в кратчайшие сроки выморозить из нас всю душу.

Возвращаемся на дорогу. Девочка-сталкер дает нам последние инструкции по выходу из заповедника, говорит, в случае какого-либо конфликта звонить ей и удаляется в ту сторону, откуда мы пришли, мы же с Юлей бодро направляемся в другую сторону, вниз, в Коктебель.

Здесь нам попадается гора, которую мы назвали «Гора-Пушкин». Ну, есть в ней что-то от лежащего лицом в верх карикатурного Александра Сергеича:

Кара-ДагМы никого не встретили, дорога вывела из заповедника, влилась поселковые улицы, и, спустя несколько минут, мы оказались в том месте, где повстречали утром Девочку-сталкера.

Нужно идти на остановку, но на Юлю нападает демон шопоголизма и затягивает ее в ларек с алкогольной продукцией. Ну, как же, побывать в самом Коктебеле и не затариться вином! Не смотря на мой нудёж, что все, купленное сейчас, придется нести на спине и что не надо повторять подвиг ГАКа, тащившего на себе 4 бутылки шампанского почти 300 километров, она закупается по самое нехочу. Демон зацепляет и меня, но самую малость: всего на 0,33 коньяка.

Загруженные килограммами алкоголя, мы располагаемся на остановке. Девятый час, быстро смеркается. Автобуса нет. Таксист предлагает довезти до Феодосии за какие-то бешеные деньги, мы отказываемся. Ждем.

Окончательно стемнело. Без движения нам становится холодно, да и на дворе не май месяц, а апрель, и вечерняя прохлада быстро растекалась по улицам Коктебеля. Ожидание стоило нам больших нервов. Таких, что мы уже начали думать, что, наверное, зря мы отказались от такси. Автобус пошел в одиннадцатом часу.

ПродолжениеСодержание

Автор

ivvva

Я Иванов, известный всем как Ивва Люблю я чай, кефир, а также пиво...

Сталкер: операция «Кара-Даг»: 17 комментариев

1. В общем путешествие удалось, побывали где только можно. Горы и скалы очень красивые, такие причудливые формы.

1. Не то слово. Это вообще вынос мозга. Только начни их очертания интерпретировать. Хотя, людям это издревле свойственно. Вон, созвездия, например. Это ж какую надо иметь больную фантазию, чтобы в ковше увидеть МЕДВЕДА?

2. Крымские скалы завораживают своей красотой. Теперь я понимаю, почему Вы все время ходите в каске, несмотря на то, что рыбок разводите. Для лазания по скалам, таким как Чертов палец это самый подходящий головной убор 🙂

3. Отличный фотоотчет. Скалы действительно поражают своей красотой! Волей не волей захотела сама туда съездить и увидеть все своими глазами.

4. Хорошо, что девочка-сталкер не предложила спустится вам к морю по левой части Ивана-разбойника.
    а в мертвом городе, кстати, шикарно!
    🙂

5. Что-то не понял, а какое время года было? Апрель, судя по твоему комменту в нашем блоге… Почему в этом время пошли?

1. Ну так да, апрель был. Кстати, есть свое очарование в путешествиях по югам в самый несезон. Последние 3 раза был на Украине и в Крыму в ноябре, марте и апреле (в разные года), и был очень доволен всем… ну, разве что море немного прохладное 🙂
      А почему апрель — так мы ж люди рабочие, живущие по графику. Как время выдалось — так и поехали. Изначально-то планировался вообще Египет 🙂
      Посмотри сюда: http://iftravel.ru/cheaptrip-egypt-vs-melitopol — это о том, как вместо Египта можно оказаться в Мелитополе 🙂

6. Тоже ничего не довелось читать про Кира Булычева о этих местах, а вот стихи Максимилиана Волошина, воспевающие Кара-Даг, читала! Ещё об этих местах (или ближайщих — Коктебель!) пишет Марина Цветаева.
    Никогда не думала, что эти места заповедные и не так-то легко туда попасть!!!
    Относительно лунного полигона. Обидно, такую мощь профукать!!! Я как-то была в Балаклаве, там бывший советский секретный завод по испытанию и ремонту торпед, и противоатомное укрытие — все это в скале… И тоже досталось Украине, долго было бесхозно и разворовано. Теперь вот музей… Утешает мало….
    Скала Лев — похож на сфинкса 🙂

1. Ну, да, Кара-Даг сложно не воспеть. Собственно я вот, в меру своих прозаических возможностей, тоже это сделал 🙂
      В Балаклаве я тоже был. Год назад. Был сильно впечатлен. О той поездке еще будет отчет, кстати, так что — следите за новостями 🙂
      Кстати, вот еду 11 августа в велопоход, скорее всего будет остановка в Севастополе и в Балаклаву наведаемся еще раз. К тому же в прошлый раз я не успел посетить там крепость на горе.

7. Действительно причудливые и фантастические пейзажи. Да и названия хороши, один чертов палец чего стоит 🙂

1. Много названий там татары понадавали. А им место не нравилось, поэтому и названия многие получаются зловещие. Как сказала девочка-сталкер: они пришли не с миром, поэтому горы отнеслись к ним плохо, ну, а они к горам, соответственно 🙂

8. Спасибо за возможность окунуться в воспоминания недавнего отдыха в Коктебеле!!! Кара-Даг удивительное место, хотя в основном оно внушает мне страх, особенно, когда смотришь с высоты птичьего полета вниз 🙂 Золотые ворота — тоже изумительное зрелище. Мы проплывали между ними на катере, спасибо рулевой был опытный!!! В Крыму много завораживающих мест, но много и устрашающих. На Тарханкуте удивительные скалы под водой, но я решилась плавать только на 3 день — непривычно, что под тобой нет дна!!! или оно где-то не очень близко 🙂 А горные тропы Балаклавы!!! Вобщем спасибо Вам большое — сразу захотелось снова побывать в Крыму!!!

1. А я через 10 дней снова там буду 🙂 На этот раз едем на велосипедах от Красноперекопска до Севастополя, возможно, и дальше.
      Через Тарханкут как раз будем проезжать. Так там снорклингом, значит, хорошо заниматься? Трубку с маской всегда беру. Еще вот бокс подводный мне подарили — тоже придется тащить 🙂
      В Балаклаве был только на лодочном заводе, на остальное времени не хватило. Возможно, в этот раз получится скомпенсировать.

9. Отличный репортаж, сам был на Кара-Даге несколько лет назад с пешей экскурсией, которую проводил работник биостанции. Как я теперь понимаю, маршрут был составлен по исхоженным тропам, поэтому не увидели и десятой доли того, что довелось вам. А место на самом деле отличное.

1. Скажу так — с экскурсией и лимитом по времени — полюбому НЕ ТО. Меня гораздо больше впечатлил Чатыр-Даг (особенно, когда в августе я там пробыл целые сутки). Нет, это не значит, что я бы отказался от прогулки на Кара-Даг, но вот этот фактор несвободы очень сильно все портит, конечно.