По собственному опыту знаю, что первый в жизни переезд в поезде с велосипедом – это событие. Я долго и основательно к нему готовился, в качестве эксперимента провел у себя во дворе полную разборку-упаковку и, затем, распаковку-сборку велосипеда, с фиксацией времени. Приехав на вокзал и начав процедуру подготовки велосипеда к перевозке, я прямо чувствовал, что я не такой как все, что люди вокруг просто садятся в поезд, а у меня — миссия. Всё сворачивалось и сматывалось очень тщательно, аккуратно. В общем – все, как в первый раз.
Потом был второй раз, третий… И при погрузке в очередной поезд я вдруг обнаружил, что процедура посадки с велосипедом перестала быть чем-то из ряда вон выходящим. Она превратилась во вполне будничный процесс, проходящий совершенно спокойно, без спешки и каких-то особых ощущений (кроме, конечно, неизменной эйфории от осознания того факта, что ты находишься на пороге очередного приключения).
И, если сначала велосипеды упаковывались так, чтобы пережить крушение поезда и ядерный взрыв, то с приобретением некоторого опыта они стали заматываться абы как, лишь бы формально попасть в определение «велосипед разобранный и упакованный».
Однако я по-прежнему помню, как оно было в первый раз, и в этой статье хочу собрать воедино все свои мысли по теме перевозки велосипеда в поезде. Философию велопутешествий я постараюсь здесь не затрагивать, сделав упор исключительно на практические моменты.
Перед велопоходом
Начнем издалека. Из дома. С одного важного момента, о котором лично я не раз забывал, а потом бился на вокзале головой об стену в тщетных попытках открутить наглухо прикипевший винт багажника.
Перед выездом обязательно проверьте все соединения велосипеда на предмет разъемности, а болты – на предмет легковыкручиваемости и несорванности резьбы.
Даже в ситуации, когда вы не собираетесь снимать багажник – проверьте. Всё может измениться, и вместо удобного плацкарта вам придется упихивать два велосипеда в багажную вакуоль купейного вагона.
В идеале, особенно по первому разу, конечно, неплохо отработать на практике все процедуры по разборке, упаковке, распаковке и сборке велосипеда еще находясь у себя дома.
Если у вас есть хоть какие-то сомнения по поводу надежности покрышек – замените на новые. Старые не пропадут, их всегда можно будет докатать потом. Прорыв же шины где-нибудь в малонаселенной горной местности – событие крайне неприятное, а новизна покрышек дает почти гарантию, что такого с вами не случится.
Подготовка велосипеда для перевозки в поезде
Начнем с перечня инструментов, принадлежностей и расходных материалов, которые нам понадобятся:
- шестигранники (желательно 2 комплекта)
- педальный ключ (плоский рожковый ключ на 15)
- кусок ткани 1.5*2 метра, либо велочехол
- пленка для продуктов, скотч
- багажные резинки, 2 шт
- широкая стропа, 2 м
Собственно, это минимум вещей, достаточный для того, чтобы упаковать велосипед и загрузить его в поезд. Пройдемся по списку чуть подробнее.
Вы, наверняка, спросите, почему желательно 2 комплекта шестигранников? Отвечаю: потому что их потеря ставит вас в настолько безвыходное положение, что лучше перестраховаться и еще 1 запасной комплект иметь в каком-нибудь столь же оберегаемом месте, как и то, где вы прячете кошелек и сотовый.
Педальный ключ нужен, чтобы снять педали, тем самым уменьшив габариты велосипеда. В некоторых случаях достаточно снять только левую педаль, но я, как правило, снимаю обе.
Ну, а теперь, предполагая, что велосипед уже стоит в том месте, где будет происходить его разборка, рассмотрим пошаговое руководство. Если бы я создавал платный инфопродукт, то, скорее всего, его реклама выглядела бы примерно так: «N простых шагов по погрузке велосипеда в поезд! 100% гарантия возврата оплаты! Если после выполнения всех шагов, вы остались на перроне, то я без вопросов возвращаю ваши деньги!».
При посадке в плацкартный вагон:
- снять педали, положить их вместе с педальным ключом в велосумку, либо в рюкзак
- снять переднее колесо
- если нет переднего крыла – повернуть руль на 90 градусов
- если есть переднее крыло – ослабить болты крепления руля (обычно 2 шт) и повернуть сам руль относительно вилки на 90 градусов, оставив крыло в прямом положении (также можно просто снять крыло и нести отдельно)
- зафиксировать руль в повернутом положении с помощью багажной резинки
- приложить переднее колесо со стороны правой педали и зафиксировать с помощью багажной резинки; можно не прикреплять колесо к раме, а нести отдельно, но тогда у вас появится лишний предмет ручной клади
- если колеса грязные – замотать каждое из них по периметру пищевой пленкой, помните, нам не нужны проблемы с пассажирами, а правила РЖД запрещают перевозку в поезде грязных вещей
- поставить полученную конструкцию на разложенный кусок ткани и завернуть, связывая углы, передняя вилка при этом может торчать из свертка, ее отдельно замотать пищевой пленкой
- привязать стропу на уровне руля и багажника, получив таким образом ремень для переноски на плече
- при транспортировке нескольких велосипедов советую снять седла, если велосипед только один, седло можно оставить
При посадке в купейный вагон вышеприведенный список дополняется следующими пунктами:
- снять заднее колесо, упаковать в пленку (при необходимости, можно связать в один сверток с передним)
- снять багажник
- снять задний суппорт и прикрутить скотчем к раме (это не столько для уменьшения габаритов, сколько для его сохранности)
Теперь взваливаем велосипед на одно плечо, велорюкзак – на другое, колесо (колеса) берем в руку и направляемся к нашему вагону. Именно здесь наличие провожающих будет просто неоценимо.
О багажных квитанциях и велосипедах
Вопрос багажных квитанций скользкий и неоднократно приводивший к конфликтам. На эту тему, если копнуть в интернете, написаны целые трактаты, однако из практики я вынес следующее.
Вообще, багажные квитанции на велосипед, не нужны, о чем прямо сказано в правилах. Но остается одна лазейка для злобствующего проводника.
Согласно правил, велосипед в разобранном и упакованном виде перевозить можно, однако, один пассажир может перевозить не более 36 кг груза. Исходя из этого, проводник может упереться и сказать, что он не верит, что мы укладываемся в 36 кг, и он хочет видеть квитанцию о взвешивании, без которой нас в вагон не пустит.
И тут… Бинго! Взвешивание платное! Причем, например, на Казанском вокзале оно стоит как раз где-то столько же, сколько бы стоила багажная квитанция до Тамбова.
Как вариант, можно попробовать предъявить проводнику технический паспорт велосипеда, где указана масса.
Можно вызвать начальника поезда и потребовать оформить отказ в письменном виде со ссылками на соответствующие постановления.
Однако всё это возможно только при наличии достаточного количества времени, которого, как правило, просто нет.
Поэтому, лично я придерживаюсь следующего алгоритма:
- попытаться сесть в поезд без квитанции (что в 8 случаях из 10 удается)
- если встретилось сопротивление со стороны проводника, попытаться его преодолеть за кратчайшее время
- если проводник упирается, а время идет – не лезть в бутылку, забить на справедливость и быстренько бежать за багажной квитанцией
До сего дня на направлениях Тамбов-Москва, Тамбов-Краснодарский край, Тамбов-Симферополь алгоритм ни разу не подводил. Под давлением упертого проводника багажную квитанцию приходилось брать только дважды.
Зато были случаи, когда я один из группы брал квитанцию за 250 рублей, а остальные 5 человек прекрасно ехали без нее и смеялись надо мной, таким законопослушным.
О размещении велосипедов в вагоне
Еще раз оговорюсь, что крайне желательно взять билеты в плацкартный вагон, т.к. размещение в нем с велосипедами на порядок проще, чем в купейном и позволяет не снимать задние колеса и багажники.
В плацкартном вагоне старого образца, где третьи полки не отделены от прохода перегородкой, поперек отсека можно уложить 4 велосипеда со снятыми передними колесами и седлами.
Один велосипед можно разместить также поперек прохода (не забываем фиксировать резинками и/или стропами).
Велосипеды, уложенные поперек отсека, можно, в принципе, никак не крепить, разве что, для спокойствия других пассажиров.
В плацкартном вагоне нового образца в одном отсеке помещается 2 велосипеда. Если иметь разряд по тетрису, можно попробовать упихать 3, но это уже проблематично.
Если с плацкартом не вышло, то придется как-то умещаться в купе. Идеальный вариант здесь – скупить его всё. Тогда можно сложить несколько велосипедов на одну полку, разместив некоторых членов группы по двое. Да и, вообще, имея всё купе в своем распоряжении, можно экспериментировать.
Однако, как правило, в купе бывают еще и другие пассажиры, с которыми придется считаться.
В багажный отсек над дверью купейного вагона умещается два велосипеда со снятыми колесами (задним и передним), багажниками и седлами.
Бояться купейных вагонов не надо, но я очень советую прибегать к их услугам только в случае крайней необходимости.
О велосипедных чехлах
Лично я считаю использование велосипедного чехла непозволительной роскошью. Безусловно, он несколько упрощает и ускоряет процесс упаковки велосипеда, однако, помимо своего основного предназначения, он практически не имеет побочных применений при немалой массе примерно в 1 кг, заметном объеме в свернутом виде и довольно высокой стоимости. Поэтому я пользуюсь, как уже было сказано выше, куском тонкой ткани и продуктовой пленкой.
Для упаковки колес можно также иметь несколько мусорных пакетов соответствующего размера. Все перечисленные предметы легче велочехла и имеют массу побочных применений. Например, из куска ткани можно легко соорудить тент от солнца.
Немного о перевозке велосипеда в самолете
На эту тему тоже можно написать целый трактат, однако я, как человек, не имевший пока никаких отношений с самолетом и велосипедом одновременно, могу только прорекламировать статью товарища Котовского, посвященную данному вопросу: Перевозка велосипеда в самолете.
весьма содержательно и полезно))
Да.велочехол должен быть многофункциональным,т.к. в походе он может быть и тентом и подушкой ночью и пр. хитрости походной жизни объязывают находить ему разные применения в пути и на стоянке.
В плацкартном вагоне на 3-й полке мы помещали четыра вела, две стопки один на другой… до Симферополя лежали там как миленькие.
Так и я так же написал. Или Вы в вагон нового образца с перегородками 4 велосипеда упихали?
Никогда особо не задумывался о перевозе велосипеда в вагоне пассажирского поезда, но сейчас понимаю, что эта информация в скором будущем мне очень даже может понадобиться.)
Благодарю за содержательную статью!
Благодарю за информацию! Приобрету сейчас своего железного друга. В данный момент нахожусь в Адлере. Решил посмотреть, как потом домой с ним поеду 🙂
Благодарю за столь полезную и содержательную статью бывалого путешественника для чайников.