Часть 3: Сочи, Воронцовская пещера

Юля лезет через щельВесь следующий день был посвящен одному мероприятию: заброске в Воронцовскую пещеру. Для Юли эта заброска была первой, для меня же – четвертой.
А началось утро с раннего, просто безобразно раннего подъема. Пребывая еще в полусонном состоянии, по промозглой темноте мы прошли мост через Мзымту, после небольшого допроса местного населения нашли остановку, где останавливаются нужные маршрутки и вскоре уже были в Хосте

Это был первый этап квеста. Пока мы стояли на остановке, откуда должны ходить автобусы в Воронцовку, я вдруг вспоминаю, что у меня нет перчаток! Отсюда вытекает второй этап квеста: найти перчатки. Должен вам сказать, найти в Хосте в 7 утра хозяйственные перчатки – задача нетривиальная. Однако я ее выполнил… на 25%. Пожаловавшись тетке-дворничихе на жизненную необходимость перчаток и предложив ей заплатить за комплект, я заполучил одну. Больше у нее не было.

Корова на пути к пещерам

Пока маршрутка карабкается по серпантину, пробираясь к Воронцовке, постепенно светает. Я, как и на Ахуне, смотрю на бесконечную дорогу, пытаясь представить, как же я три года назад проделал весь этот путь на велосипеде, причем в оба конца? Фантастика!

Выходим на остановке, потягиваясь и разминаясь. До пещеры еще около 4 километров пути. Дорога абсолютно пуста, слышится пение птиц и шум воды где-то вдалеке.

На пути к пещере: туман

В ущельях лежат медленно истаивающие груды густого утреннего тумана, а на них наползают из-за гор первые солнечные лучи. Свежо. Поначалу, еще не разогревшись после долгого сидения в теплом автобусе, заметно мерзнем, но дорога в гору быстро делает свое дело, и холод отступает.

Здесь, конечно же, были собаки
Здесь, конечно же, были собаки, но уже ближе к кафешечной площадке

Приближаясь ко входу на территорию пещер, уже морально готовлюсь к встрече с собаками и тетечкой-сторожихой, которой придется дать денег… но… Все словно вымерло. На всякий случай, ступая как можно тише, быстро минуем опасное место и вскоре оказываемся на безлюднойстоянке с сиротливыми прилавками и стульчиками пустого кафе. Никаких признаков жизни, даже как-то не по себе.

У пещер. Каменная голова.

Никого нет и у самих пещер. Голова божества и какбы-древние идолы молчаливо провожают нас взглядами пустых глазниц. Да, когда вокруг нет людей, и царит полная тишина, нарушаемая лишь шелестом облетающих листьев, даже эти туристические развлекалочки начинают выглядеть как-то по-особенному, по-настоящему.

Идолы
Идолы как бы смотрят на нас

Находим укромное место, экипируемся. К слову, с перчатками проблем не возникло: они здесь валяются повсюду. Рюкзаки оттаскиваем подальше и прикапываем в листьях.

Готовимся к заброске
Готовимся к заброске. Ах, как мы еще свежи и чисты!

Спускаемся по лестнице в оборудованную часть пещеры, и прохладная темнота медленно поглощает нас. Чуть привыкнув к отсутствию света, включаем фонарики.

Юля лезет через щель

Меня наполняет чувство какой-то ностальгической эйфории, как от встречи со старым-добрым знакомым или от визита в город, где не бывал много лет. Неужели я снова здесь? Неужели снова иду по этим коридорам, выхватывая из тьмы все те же натеки и сталактиты? И я говорю про себя:

— Ну, привет, Пещера, давно не виделись!

Поскольку это был далеко не первый мой визит в Воронцовскую пещеру, здесь не будет тех потоков метафор, эпитетов и прочих восторженных фигур речи, что сопровождали описание моей первой заброски в 2009 году.

Юля разглядывает покрытые глиной натеки

Все еще привыкая к темноте, не спеша минуем туристическую часть маршрута и сворачиваем с мостков: перед нами проход Жилина, врата в настоящую пещеру. Опускаемся на колени и ползем навстречу упругому потоку холодного сквозняка из глубины.

Мы бодры, веселы, а одежда наша чиста и суха. Ничего, это ненадолго.

Сталактиты
Сталактиты сквозь ленинский прищур загрязнившегося объектива

Удивительно, но за 3 года я успел подзабыть некоторые места в ближайшей к выходу части системы, хотя, тогда мне казалось, что карта этого места въелась мне в память не хуже, чем татуировка в кожу.

Впрочем, дорога быстро вспоминается. Со второй попытки я отыскиваю глинистый подъем в верхнюю часть системы (ход «Верхний»). Вот то место, где когда-то я попал в глиняную ловушку, вот «зубы волка», за которыми открывается путь ко всему интересному.

Сталактиты, сталагмиты и сталагматы

Немного поплутав и поползав через шкурники, выбираемся в зал Пенелопы, расправляя спины. Дальше можно идти в полный рост. Ну, как идти… карабкаться то вверх, то вниз по глине и камням, но это, все же, гораздо проще, чем ползти.

Сталагмитовая галерея остается позади. Своды Медвежьего района уходят куда-то ввысь, теряясь там, куда не добивает луч фонарика. Какие же здесь, все-таки, пространства!

Дальше я еще не был.

Вода и камни

Сейчас влажно, в системе много воды. Везде текут ручьи, вода журчит на камнях, струится по стенам, с потолка. И мы идем вдоль ручья. Сначала наивно пытаемся прыгать с камня на камень, чтобы не замочить ноги. Однако путь нам преграждает завал, преодолеть который можно либо по воде, либо по верху. Лезем вверх, все еще надеясь остаться сухими.

Остаться сухими не получилось

Наивные!

Подземная речка упирается в непроходимую преграду: вода уходит сквозь камни, а мы стоим в тупике. Усталые, мокрые.

Намок и испачкался

Пожалуй, пора возвращаться, если мы не хотим заночевать у пещер. А это было бы очень некстати: без палатки, спальников, и даже коврика ночевка была бы не сильно комфортной и расслабляющей.

Где-то в Воронцовской пещере

Пещера выматывает. Все чаще хочется просто сесть и посидеть с выключенным фонариком, слушая неумолкающее журчанье вокруг. На обратном пути я срываюсь с камня, от души хлебнув воды берцами. Ну, наконец-то, наконец-то настал этот момент, когда становится все равно, что у тебя под ногами – вода ли выше щиколотки, непролазная ли грязь – хуже уже не будет.

Обрадованный, я начинаю бегать по подземному ручью, загребая воду, поднимая тучи брызг и пугая Юлю нечленораздельными звуками.

Спящая летучая мышь

На обратном пути фотографируем сонных летучих мышей, но, вообще, как-то мало фотографий вышло из этой заброски. Да оно и понятно: ведь руки грязные по локоть, каждое извлечение фотоаппарата сопряжено с тщетными попытками не заляпать глиной тонкий механизм.

Но вездесущая субстанция таки пробралась в незащищенные щели, и объектив лишился способности полностью раскрывать шторку объектива, так что, получилась целая серия «подслеповатых» кадров, снятых с хитрым ленинским прищуром.

Ленинский прищур

Усталые до невменяемости, мокрые от воды и от пота, покрытые лоснящимся слоем влажной глины, мы выбираемся из прохода Жилина.

Вот вся наша заброска в одном ролике
(в нем много темноты, шума и комментариев):

Я хочу выйти через грот Прометей — главный экскурсионный вход. Однако, вдали мы вдруг замечаем какое-то шевеление, а минуту спустя вокруг вспыхивает подсветка. Решив не пугать туристов своим видом, мы быстренько ретировались ко входу, через который забросились.

Домики спелеологов-экскурсоводов

Смотрю на часы: заброска заняла у нас около 6 часов. Удивительно!

Если посмотреть на карту, то можно заметить, что наш путь в один конец составил где-то в два раза больше, чем длина экскурсионного маршрута, который даже вместе с подробным рассказом и прибаутками экскурсовода проходится минут за 40.

Кроны деревьев
Кроны деревьев: как же они красивы, особенно, когда выходишь из пещеры

В общем, заброска удалась, хотя… Как всегда, я выходил из темноты с чувством, что всё самое интересное осталось где-то там. Что надо было брать с собой еду, устраивать отдых с перекусом где-то в глубине, и продолжать исследование. Но, увы, время поджимало. Когда-нибудь я, конечно, вернусь сюда и пройду еще дальше, но это потом, а на сегодня всё.

По дороге от пещеры к стоянке

Переодевшись и упаковав заметно потяжелевшие мокрые спелеошмотки в рюкзаки, мы вышли на полянку перед гротом Прометей, ожидая, когда снизу вернется группа экскурсантов, в отношении которых у меня был один коварный план.

На лавочку рядом со мной присела тетенька-экскурсовод, ожидая, пока ее подопечные нафоткаются с камнями, идолами и фонтаном. Уже не помню, каким именно образом, но я завел с ней разговор, и аккуратно напросился в автобус. И тетечка согласилась, план сработал!

р. Хоста

Таким образом, проблема нашего возвращения решилась неожиданно изящно. Вместо того чтобы переться 4 километра по петляющей вверх-вниз дороге до Воронцовки, а потом неизвестно сколько времени ждать там автобуса, мы доехали от пещеры до Хосты, причем, совершенно бесплатно.

ПродолжениеВ начало

Автор

ivvva

Я Иванов, известный всем как Ивва Люблю я чай, кефир, а также пиво...