Часть 17, день 39: прекрасный город Алматы

Прибытие поезда

Вот и настал мой последний день в Казахстане, который был посвящен долгой и вдумчивой прогулке по городу Алматы. Сначала впечатление сложилось какое-то тусклое, но к вечеру город раскрылся во всей красе, стал моим другом и заставил сожалеть о скором отъезде.

День 39 — 0 км

Часов в 11 вышли на просторы Алма-Аты. Прогулялись по местному Арбату, но в первой половине дня он скучен и уныл. Из атрибутов Арбата — только художники с картинами. В остальном — еда, еда и еще раз еда. Нет даже лотков с сувенирами (а сувенирный вопрос меня волновал, т.к. для галочки были необходимы магнитики).

Алмаатинский Арбат, пустой и жаркий

Далее Арбат преграждает торговый центр. Обычный, унылый, какой в Москве есть практически на каждой станции метро, да и в Тамбове таких уж с десяток. Проскочили быстро, даже не задержав взгляд на чем-либо. Поели (как обычно, инициатором был Андрей, а я пошел на поводу за компанию, хоть оно было и неуместно).

Зеленые улицы Алматы

Проехались трамваем до Площади Республики. Здесь немного пофоткали столб с золотым человеком и прошли через еще один ТЦ. Но это все было скучно, очень скучно.

Золотой человек

У подножья столба разложена бронзовая книга с надписью «Выбирай и блаженствуй» на одной странице и отполированным тысячами ладоней отпечатком руки Назарбаева. Что автор хотел сказать этими строками? Что выбравший Назарбаева — блаженствует, или что сам факт сделанного выбора автоматически делает человека счастливым?

"Выбери и блаженствуй" + рука Назарбаева
«Выбери и блаженствуй»: книга с отпечатком руки Назарбаева

Интересное началось, когда на выходе из ТЦ я увидел девочку с экскурсиями. Доступных способов скоротать остаток дня было всего 3: пешеходная, велосипедная и автобусная экскурсии. Пешеходная отпала сразу — и так я уже нагулялся и еще 3 часа не принесли бы удовольствия. Велосипедная? Заманчиво, но как человека, прокатавшегося уже 37 дней, меня не привлекла (это ж еще на чужом велосипеде…)

Нет, сегодня я пешком

А вот автобусная — самое то. И цена — 1000 рублей. На том и порешили.

Я расстался с деньгами, и в оставшееся до экскурсии время мы с Адреем знакомились с Алмаатинским метрополитеном.

Метро Алматы

Метро здесь новое, введено в эксплуатацию несколько лет назад. Без особых дизайнерских изысков и рюшечек, но, зато, очень чистое, блестящее и необшарпанное. Впечатление осталось очень приятное.

Прибытие поезда

Буйство стихии

Пока гуляли, начал слегка накрапывать дождик. Время подходило, поэтому я оставил Андрея, у которого были свои дела, и отправился на метро к месту сбора.

Когда я вышел из-под земли, дождик уже не накрапывал, а шел. Благо, Алма-Ата — зеленый город, и часть пути мне удалось преодолеть под деревьями.

А к дождю добавился ветер, и крепчал он с каждой минутой. Дождь тоже усиливался, небо озаряли молнии, и вскоре я встал перед выбором: вымокнуть до нитки или пережидать.

Я юркнул в лобби какого-то шикарного здания из стекла и бетона, где уже сидели несколько посетителей, не решавшихся покинуть укрытие.

Буйство стихии было недолгим
Буйство стихии было страшным, но недолгим

А стихия неистовствовала. Бешеный ветер пытался вырвать с корнем кусты перед зданием и прижимал дверь с такой силой, что девушки, рискнувшие выйти, смогли открыть ее только как следует поднажав. Ливень же хлестал, как из ведра. Я глядел на все это, устроившись на мягком кожаном диване, и ощущение надвигающегося апокалипсиса присутствовало.

С тоской я поглядывал на часы, думая, что, во-первых, если в погоде не произойдет положительных сдвигов, то через полчаса мне придется покинуть спасительное здание, и, во-вторых, что на месте сбора может просто никого не оказаться, а, поскольку я ночью уезжаю, то плакали мои денежки.

Но подобные буйства стихии редко длятся долго, так что через 20 минут дождь почти прекратился, а ветер заметно ослаб.

Алматы после дождя

К тому времени, как я дошел до Площади Республики, ровный край непроглядной тучи уже ушел за середину небосвода, а умытый дождем, пахнущий мокрым асфальтом и травой город, нарядно сверкал в лучах показавшегося солнца. На улицах царила неразбериха: из-за ветра перестали работать некоторые светофоры, и ситуацию на перекрестках теперь разруливали регулировщики, без устали размахивавшие красными палочками (да, да, и не надо тут про багровые жезлы).

Алматы, здание Цеснабанка

На месте, где до этого сидела девочка с экскурсиями, теперь было пусто, но время встречи еще не настало, поэтому я отправился в ТЦ, чего-нибудь съесть.

К месту встречи я явился с небольшим опозданием. Меня уже ждали, причем с невиданным почетом: милая девушка в оранжевом платье стояла с табличкой, на которой под эмблемой турфирмы было напечатано 48-м Arial-ом: «Иванов Александр». Она представилась непривычным слуху казахским именем, которого я не запомнил, но, поскольку позже я вручил ей визитку, то есть надежда, что она это прочитает, и недочет будет исправлен. Так что, девушка-экскурсовод в оранжевом, отпишитесь, пожалуйста, мне нужно знать ваше имя.

С ней была еще одна девушка, русской наружности и с зеркалкой. Ее я, поначалу принял за другую сотрудницу, либо практикующуюся, либо следящую за работой первой, но вскоре стало понятно, что она тоже клиент.

Таким образом, я стал свидетелем и участником невероятного: ради 2-х человек, заплативших по 1000 рублей, была проведена полномасштабная трехчасовая экскурсия с привлечением двух сотрудников турфирмы  и транспорта. Чтоб такое случилось в Москве или Питере, и люди подорвались на работу, не набрав группу в 15 человек — не представляю.

Поскольку клиентов было всего двое, в качестве транспорта был не микроавтобус, а иномарка девушки постарше первой, видимо, начальницы или хозяйки.

Собственно об экскурсии. Помимо дороги по улицам Алма-Аты с краткой справкой по значимым объектам, было 3 остановки.

Парк 1-го президента

Алматы, парк Первого Президента

Красивый парк с видом на горы. На входе — громадная триумфальная арка, далее — фонтан (должно быть, красивый, но, к сожалению, не работал), и в глубине — памятник, собственно, герою торжества, Назарбаеву.

Собственно, Первый Президент

Девочка-гид рассказывала про все с нескрываемым патриотизмом, так что мне даже временами становилось неудобно за все наши с Андреем нелояльные разговоры.

Каток Медео и противоселевая плотина

Сам каток — крупный спорткомплекс на склоне гор, его мы проехали мимо, а потом посмотрели на него сверху.

А вот чуть дальше катка начинается самое интересное — лестница на плотину. Высота ее — более 800 ступенек (если Диана не обсчиталась, то 835).

Здесь нам предложили 2 варианта: по-гопски заехать на самый верх на машине или совершить ритуальный подъем на своих двоих, как выразилась начальница — «поставить галочку».

Мы с Дианой, конечно, решили поставить галочку, а гиду пришлось тоже лезть с нами, хотя она и сомневалась.

Мои прекрасные попутчицы

Подъем стал одним из главных аттракционов экскурсии.

В процессе я обнаружил удивительное: я поднимался легко и непринужденно, не чувствуя необходимости отдыхать. Полтора месяца назад это было бы для меня невозможно, но теперь, после таскания велосипеда по горам и сброса энного количества лишних килограммов, подъем не вызывал у меня никаких трудностей. А вот для девушек это был challenge.

По мере подъема, разумеется, начал действовать эффект серпантина, и виды становились все дивнее и дивнее.

Предложение с помпой

На последнем пролете путь нам преградило множество нарядных людей, и мы случайно стали свидетелями казахской свадебной церемонии в мегаполис-версии.

Сначала граждане, заполонившие лестницу, развернули ватманы с буквами, образовав надпись типа «Айжана, ты за меня выйдешь?!» (да, да именно с «?!»). Потом появился жених на коне. Сам он, похоже, от верховой езды был далек или просто не хотел помять костюмчик, поэтому коня под уздцы вел казах.

Ну, дальше все как обычно: цветы, шампанское, жених припадает на колено перед невестой, получает закономерное согласие и поцелуй в камеру.

Айжане сегодня повезло

Глядя шоу, девушки передохнули, а я, наконец-то, съел гамбургер, купленный еще в ТЦ, в расчете на то, что к началу экскурсии все опоздают.

А вот и вершина подъема — противоселевая плотина.

Противоселевая плотина Медеу

Отсюда открывается прекрасный вид на каток и погружающуюся в вечерний сумрак Алма-Ату. Ровный горизонт в дымке удивительно напоминает море. Прохладно.

По вечерам Алматы превращается в море

Подъехала машина, и мы направились к третьей достопримечательности.

Гора Кок-Тюбе

Это та самая гора с телевышкой, которая маячила у нас в поле зрения во время нашего вчерашнего приближения к Алма-Ате.

Казахи любят Битлов

На саму гору въезд на машине — 1000 р, поэтому нас довезли до подножья, а дальше мы поехали на специальном автобусе. Везде царит безудержное веселье и движуха. Перед мечетью в большой столовой пируют мусульмане: у них  пост, во время которого можно есть только ночью, когда Аллах не видит, а днем нельзя вообще ничего, даже пить воду.

Где-то на Кок-Тюбе

Наверху расположен парк отдыха с кучей кафешек и аттракционов, а в воздухе прямо-таки чувствуется дух  праздника, примерно такой же, как где-нибудь на набережной Анапы в разгар сезона. Еще это мне напомнило вершину Ахуна, только здесь все масштабнее.

То, что роднит Алматы с Нью-Йорком

Не столь слушая гида, сколь оживленно беседуя, прошлись по комплексу, поднялись на смотровую площадку, откуда открывается просто феерический вид на сверкающую огнями Алма-Ату.

Ночная Алма-Ата

Завершающим аккордом мероприятия стал спуск в город по канатной дороге.

Здесь нам поведали историю про здание-колос, построенное в 70-х годах по сейсмоустойчивому проекту. Для проверки устойчивости на крышу водрузили генератор колебаний (наверное, какой-нибудь огромный движок с эксцентриком), а сами сдающие и принимающие отправились на нижний этаж на новогодний банкет.

И тут случился реальный подземный толчок в 5-6 баллов. Здание выдержало, но я представляю, какая буря предположений и догадок одна страшнее другой пронеслась в головах присутствовавших. Уверен, некоторые из них поседели.

На этом экскурсия закончилась. На прощание мне вручили подарок: пакетик со сваленным яблочком-символом Алматы и схематической картой Казахстана.

Высадили меня на ул. Жарокова, в получасе ходьбы от места дислокации. Довольный мероприятием, общением с приятными людьми и, вообще, всем, я не спеша побрел по улице, чувствуя, что сегодня я действительно проникся духом города Алматы.

Ночная Алма-Ата

Домой идти не хотелось, поэтому я зарулил в  какой-то бар, где просто долго сидел, медленно потягивая пиво и глядя крутящиеся по телевизору клипы. Здесь я потратил все остававшиеся у меня казахские деньги до последнего тенге, и теперь передо мной встала новая задача: найти ночной супермаркет, принимающий к оплате карточки, чтобы затариться едой на предстоящий трехдневный путь в поезде.

Супермаркет нашелся в нескольких кварталах от бара, я не спеша купил все, что надо и направился на базу.

Времени — второй час ночи, так что до выхода на вокзал можно было поспать еще пару часов.
Продолжение
Содержание

Автор

ivvva

Я Иванов, известный всем как Ивва Люблю я чай, кефир, а также пиво...

Один комментарий к “Часть 17, день 39: прекрасный город Алматы”