В этой статье я хочу рассказать о практических аспектах катания на лыжах и их приобретения, а, в особенности, развенчать ряд мифов, которые, я уверен, довлеют над умами многих граждан. Здесь я рассказываю о своем личном многолетнем опыте катания на беговых лыжах, касаюсь вопросов выбора самих лыж и креплений, а также — лыжной одежды (которую, вопреки сложившемуся мнению, можно и не покупать специально за большие деньги, а найти в шкафу бесплатно).
Также рекомендую почитать мои лыжные мемуары. А теперь ближе к практике.
Еще раз акцентирую ваше внимание на том, что вся приведенная здесь информация — мое личное мнение, выработанное за множество лыжных сезонов. Я могу быть неправ в каких-то вопросах, поэтому эту статью надо воспринимать не как некий всесторонний анализ, приводящий к единственному правильному ответу, а как положительный опыт одного отдельно взятого человека в конкретных условиях.
Да и не в анализе состоит моя миссия. Главная мысль, которую я хочу довести до читателя — это то, что для получения удовольствия от скольжения по снегу нужно, в первую очередь, желание, а отсутствие денег и дороговизна снаряжения — это либо просто отмазка, либо — следствие неосведомленности.
Если вы хотите подойти к выбору лыж со всей серьезностью, то в конце статьи я даю пару ссылок, которые могут реально помочь с выбором (если, конечно, у читателя не расплавится мозг в процессе ознакомления с материалом, по ним приведенным).
Нужны ли мне собственные лыжи?
Начнем с этого нехитрого вопроса. И, действительно, зачем нужно покупать себе свои собственные лыжи, палки, ботинки, если всегда можно взять все это в прокате? Нужно ли загромождать лишний раз подсобное помещение, если кататься предполагается от силы 5 раз в сезон?
Ну, что ж, давайте посчитаем.
По текущим ценам обеспечить себя недорогим комплектом лыжного снаряжения (лыжи, крепления, ботинки, палки) обойдется в 3-5 тысяч рублей (будем считать, что, в среднем — 4).
Один час проката лыж — это 100 рублей. Одна лыжная покатушка — это минимум 2 часа, т.е. 200 рублей.
Это значит, что за 4000 рублей можно пройтись на прокатных лыжах 20 часов, то есть выйти на прогулку около 10 раз.
Итого, покупка таких лыж окупится примерно за 2 сезона.
В принципе, многих подобные траты вполне устроят, но есть маленькие нюансы, которые бросаются в глаза не сразу.
Дело в том, что на прокатных лыжах вы, скорее всего, НИКОГДА не уедете далеко. Потому что с каждым следующим часом жаба будет давить вас все сильнее.
Вы НИКОГДА не сможете спокойно посидеть у костерка за задушевной беседой и пожарить шашлычок, если рядом стоят прокатные лыжи, становящиеся с каждым часом все дороже.
Прокатные лыжи никак не будут вас стимулировать на покатушки, потому что каждое решение о выезде будет связано с решением о дополнительных тратах. Следовательно, отказ от катания = сэкономленные деньги, а это очень весомый аргумент, особенно при наличии каких-то бесплатных альтернатив.
Поэтому, пока у вас не заведутся собственные лыжи, количество выездов в сезон так и будет исчисляться грустными цифрами в 1-5 раз по паре часов.
Как следствие, вы никогда не научитесь нормально кататься, не наработаете технику, не освоите коньковый ход и не сможете получить удовольствие от скорости. Ну и, конечно, никаких дальняков и географических открытий.
К тому же, совершенно не факт, что имеющиеся в данный момент в прокате лыжи будут вам полностью подходить. А уж проблема с неправильной длиной прокатных палок — это просто беда.
Что же нам дает обладание своими собственными лыжами?
А примерно то же, что дает анлим в сравнении с повремянкой. При первом варианте хочется качать и качать, а при втором — взвешивать и экономить.
Как только выпадет снег, собственные лыжи начнут посматривать на вас из своей кладовки с укоризной, и это будет стимулировать вас на их использование примерно также, как оплаченный анлим стимулирует веб-серфинг.
Продолжительность покатушки в этом случае перестает играть роль.
Как следствие кататься вы будете чаще и дольше, что благоприятно сказывается на здоровье, технике и ощущениях.
Особенно это актуально, конечно, для небольших городов, таких как Тамбов. Я, честно говоря, вообще, не понимаю, почему у нас есть столько людей не имеющих лыж и на них не катающихся. Ведь даже из самого неудобного места города до снежных просторов добираться максимум 40 минут, а в типичном случае этот временной интервал составляет 5-30 минут (в моем случае — 10).
Как выбирать и покупать лыжи?
Как только человек понимает, что лыжи ему нужны (например, его убедил вышенаписанный текст), перед ним встает тяжкий выбор: какие брать?
Основные вопросы, которые при этом выносят мозг будущему лыжнику:
- какую фирму выбрать?
- лыжи гладкие или с насечками?
- какая у них дожна быть длина и ширина?
- какие крепления?
- какие ботинки?
- какие палки?
Главный принцип, из которого здесь нужно исходить: лучше плохонько кататься, чем хорошо собираться. Особенно это касается, конечно, периода, когда лыжный сезон во всю идет, а мысль обзавестись лыжами только-только пришла вам в голову. Если на дворе еще лето, то можете еще несколько месяцев поистязать себя муками выбора. Главное, чтобы эти муки в конечном итоге привели к покупке, а то некоторые могут закончить как тот осел, умерший от голода, не сумев решить в каком стогу сено вкуснее.
Лыжи какой фирмы покупать?
Зависит, во многом, от толщины кошелька. Общепризнанный лидер — Фишер, но здесь, естественно, будет доплата за бренд. Я знаю одну девочку, которая всю жизнь мечтала о лыжах Fischer, и вот недавно она их купила. Весь комплект (лыжи, крепления, ботинки, палки) обошелся ей в какую-то бешеную сумму, в районе 15000 рублей.
Хорошую ли она сделала покупку? Конечно хорошую! Но… деньги она заплатила не столько за лыжи, сколько за воплощение детской мечты. И это, конечно, прекрасно, коль средства позволили. Но, рискну предположить, что потребность именно в лыжах и катании на них она бы вполне могла удовлетворить за в три-четыре раза меньшее количество денежных единиц.
В общем, моя рекомендация будет такая: берите бюджетный вариант, без проблем влезающий в ваш кошелек. Что касается фирмы… Я бы не особо на нее смотрел. При прочих равных или при небольшой разнице в цене, конечно, лучше отдать предпочтение известному бренду, но делать из бренда культ не надо.
Специально для особо экономных сообщаю, что лыжи бывают еще и бывшие в употреблении. И здесь можно действительно хорошо сэкономить. Люди частенько покупают спортинвентарь, а потом понимают, что это им совершенно неинтересно, и продают его. Так что, смотрите доски объявлений. Например, как-то мужик продавал лыжи вместе с рантовыми ботинками за 1000 рублей. Я б купил, да мне не надо.
Как подбирать лыжи по жесткости и нужно ли это?
Говорят, что важнее подобрать лыжи по жесткости, чем по бренду. Общепринятый способ определения: когда вы стоите на лыжах на полу, под колодкой должен проходить лист бумаги. Также существуют хитрые устройства для точного измерения и подбора жесткости лыж (видел я такие на картинках). Но это теория. А что говорит об этом мой личный опыт?
Сразу скажу, я не имею ни малейшего понятия ни о жесткости моих прошлых лыж Тиса-Фишер, ни о жесткости теперешних. К тому же, за 18 лет, которые я прокатался на первых из них, моя масса выросла килограмм на 20-25, но на моих ощущениях при катании это никак не сказалось. Да, да, когда я начинал кататься на этих лыжах подростком, я весил в районе 65 кг, а когда заканчивал — был уже за 90!
И вот у меня закрадывается мысль… Если такая огромная разница в массе не повлияла на ходовые качества лыж, то имеет ли, вообще, сколько-нибудь весомое значение их жесткость? Такой вот странный вывод.
Какие лыжи лучше: с насечками или гладкие?
Как человек, прокатавшийся всю жизнь на гладких лыжах, я считаю, что гладкие лыжи лучше.
Вообще же, тема “с насечками или без” — это один из извечных холиваров, из серии “виндоус против линукса”. Я честно пытался выяснить. Но изучение форумов по данному вопросу заводит в невероятные дебри. Количество флейма, излитого по теме насечек, просто чудовищно.
Но прослеживается во всех обсуждениях тревожная мысль, что насечки при коньковом ходе — не есть хорошо. Также, наверняка они будут не кстати при спуске под горку и при движении классическим одновременным ходом. Выходит, что насечки могут быть полезны только при классическом попеременном ходе, на который у меня лично, приходится никак не больше 50% пройденной дистанции, а, скорее, меньше.
В упомянутых обсуждениях в противовес аргументу, что насечки мешают при коньковом ходе, как правило, говорится, что, вообще, далеко не все лыжники когда-либо будут коньковый ход использовать. Здесь я ничего не могу сказать, решайте сами: нужен вам коньковый ход или нет? Мое личное мнение: какой ты, к черту, лыжник, если не умеешь ходить коньковым ходом? Но об этом чуть позже.
Хотя мы, как правило и говорим “ходить на лыжах”, лыжи нужны, все-таки, для того, чтобы на них ездить, а не ходить. Ходить можно и пешком. Насечки помогают при шаге, но мешают при качении, поэтому я считаю, что лыжи должны быть максимально скользкими, и разного рода насечки на них нужны как собаке пятая нога.
Кто-то здесь скажет про отдачу. Ну, не знаю, мне лично она не мешает. При хорошей технике ее влияние минимально даже на гладких немазаных лыжах. Или, может, я такой лось, что полностью компенсирую ее руками, не знаю.
Длина и ширина лыж
Последние 20 лет я катаюсь на разных парах лыж по 190-200 см в длину при моем росте 176 см. Разницы между 190 и 200 не вижу никакой ни на коньке, ни на лыжне. Бывали случаи, когда я случайно брал одну лыжу 190, а другую — 200. И тоже ничего не замечал: косяк обнаруживался уже по возвращении домой. Из чего я делаю вывод, что плюс-минус 10 сантиметров вряд ли имеют какое-то значение.
Общепринятый способ выбора длины лыж: носок поставленной вертикально лыжи должен доходить до основания пальцев поднятой руки.
Ширина всех лыж, с которыми я имел дело — 45 мм по всей длине. Такие лыжи хорошо идут по плотному снегу и насту, а вот по рыхлому и глубокому снегу на целине они будут сильно утопать, и длительная езда на них станет тяжким испытанием. Но выбор туристических лыж для реальных лыжных походов — это отдельная тема.
Какие крепления лучше: NNN, SNS, 75mm?
Краткий ликбез по видам креплений.
В наших магазинах они бывают, в основном, трех видов: NNN, SNS, 75mm.
75-миллиметровые отличаются от двух других более широким креплением треугольной формы, выходящим по ширине за пределы лыжи, хорошо заметной крепежной скобой и тремя штырьками.
NNN имеют 2 продольных направляющих, а на ботинках, соответственно, 2 паза под них.
SNS имеют 1 широкую направляющую, а на ботинках — 1 паз.
Достоинства и недостатки 75-миллиметровых креплений
Эти крепления, известные также как Nordic-75, являются прямыми потомками старинных четырехдырочных креплений. Разница, в общем-то, только в форме носа ботинка и количестве дырок. Ботинок крепится скобой за рант, который надевается дырочками на штырьки.
75-мм крепления самые дешевые.
Такие крепления вызывают некие опасения, т.к. ботинок держится только за нос и вся нагрузка приходится на близко расположенные 3 шурупа. Как следствие, такое крепление можно расшатать и выдрать из лыжи с мясом, особенно если начать активно кататься коньковым ходом на лыжах сомнительного качества.
Мой опыт эксплуатации 4-дырочных креплений говорит, что именно так оно и есть. Хотя, возможно, надо было своевременно подтягивать и проклеивать шурупы. До катастрофы в виде отпадания крепления на ходу, кстати, не доходило ни разу, но бывало довольно близко.
Крепления NNN — из личного опыта
Заполучив лыжи с креплениями NNN, я приобрел под них ботинки и начал кататься, радуясь, что, наконец-то, я совершил эволюционный скачок к современным технологиям.
Крепления были аккуратными, обтекаемыми и не дифференцированными по признаку “лево-право”, что позволяло менять лыжи местами, чем достигался их более равномерный износ.
Первая проблема случилась у меня, когда в один прекрасный момент ботинки отказались выщелкиваться. Крепления вцепились в меня мертвой хваткой. Я пережил короткий момент паники, потом вдруг воскликнул “Эврика!” и достал из рюкзака термос с остатками чая, которыми растопил образовавшийся в креплениях лед, и ботинки отщелкнулись.
Это был первый прецедент. Потом ситуация повторялась многократно, особенно после того, как пластиковые оболочки и резинки креплений слегка повредились и начали потихоньку пропускать внутрь снег и воду. Это просто выбешивало. Бывали моменты, когда от лыж было необходимо избавиться СРОЧНО, а я, вместо того, чтобы выскочить из них и побежать ногами, начинал рвать и метать, пытаясь выпрыгнуть из проклятых креплений, как зверь из капкана.
Чай оказывался под рукой не всегда, и приходилось прибегать к помощи уринотерапии, что выглядело не совсем аккуратно. Особенно, когда мне приспичивало снять лыжи для перехода оживленной трассы. И это еще хорошо, что я мальчик. А вот что в аналогичной ситуации будет делать девочка? Ох, чую, конфуза не избежать.
Что же на счет удержания ботинка?
Ничего хорошего. Крепления вскоре подрасшатались, и ботинок стал люфтовать достаточно сильно, чтобы не всегда попадать пазами на подошве на направляющие крепления. Ситуацию очень сильно усугубляет лед, при определенных условиях моментально намерзающий между пазами.
Раздражение от этих соскальзываний гораздо больше, чем в случае с рантовым ботинком, потому что его подпятник не имеет ярко выраженной пары паз-канавка, и сползание пятки на пару сантиметров почти не чувствуется.
Во время покатушки в Большую Липовицу с одного из креплений слетела вся пластмассовая оболочка, обнажив внутренности. И, о чудо! Проблем с этим креплением теперь стало меньше. Исчезло место, куда бы мог обильно набиваться и замерзать снег, поэтому случаи, когда крепление отказывалось бы выпускать ботинок с первого раза стали достаточно редки.
Темная сторона обнажения крепления состоит в том, что вместе с оболочкой с него слетела и потерялась резиночка, задача которой ненавязчиво удерживать лыжу параллельно стопе, когда та висит в воздухе. Управлять движениями лыжи в сложных ситуациях, как-то преодоление бурелома, теперь стало гораздо менее удобно. Однако, как ни странно, это почти никак не повлияло на мои ощущения при коньковом ходе и уж совсем никак при классике.
Резюме по креплениям NNN
Опыт использования, в основном, негативный. Отвратительно ведут себя при замерзании, отказываются выстегиваться и встегиваться, требуя предварительной разморозки.
Если брать такие крепления, то ни в коем случае не те, в которые ботинки вщелкиваются автоматически. Имеется их разновидность с рычажком. Это не так удобно, но есть надежда, что они не так критичны к замерзанию.
Крепления SNS
Про них я могу сказать очень мало, т.к. сам никогда на таких не стоял. По части замерзания крепежного механизма они вряд ли отличаются от креплений NNN.
Многократно останавливаясь, чтобы палкой вычистить намерзший лед из пространства между пазами крепления NNN, я подумывал о том, что в креплениях SNS такое намерзание невозможно. По крайней мере, в самих креплениях. А вот набивается ли лед в широкий паз на ботинке — вопрос пока не отвеченный. Если окажется, что нет — это будет означать, что SNS однозначно лучше, чем NNN.
Опыт эксплуатации дешевых лыжных ботинок
Заполучив в свое распоряжение лыжи с креплениями NNN, я отправился в магазин, где долго выбирал ботинки под них, но, поняв, что не вижу между выставленными экземплярами никакой принципиальной разницы, кроме цены, взял самые дешевые.
Назывались они “J-Drive” и стоили то ли 700, то ли 900 рублей.
Первый сезон я прокатался на них вполне неплохо, хотя они и начали слегка обдираться на щиколотках, но к его окончанию имели еще вполне товарный вид.
А вот во втором сезоне начался тихий ужас. К сожалению, я не могу сказать, что именно послужило причиной прихода ботинок к такому состоянию: просто плохое качество дермантина или же то, что он не был предназначен для эксплуатации в мороз минус 20 и холоднее. В общем, я не буду живописать эту картину словами, приведу фото. Ужаснитесь.
Вывод отсюда такой: можно брать и самые дешевые ботинки, но при интенсивном катании их придется менять каждый сезон или раз в 2 сезона, как получилось у меня. Если предполагается кататься редко, а при температуре холоднее -15 сидеть дома, то даже такие ботинки могут прослужить много лет, в остальных случаях стоит брать что-то понадежнее и подороже.
На счет материала. У ботинок из натуральных материалов есть одно огромное преимущество перед всеми другими — их можно сушить на костре.
Крутые ботинки с мембраной, возможно, сведут проблему отсыревания ног к минимуму, но такие ботинки резко выводят ваш лыжный комплект из разряда бюджетных, ну, и с костром они уживаются плохо. Если бы у меня были такие ботинки… боюсь даже представить, какие бы чувства я испытывал, продираясь в них по бурелому и цепляясь за коряги.
У дешевых ботинок из не-пойми-какого материала, как те, с которых начался этот разговор, тоже есть плюсы, вытекающие напрямую из низкой стоимости: их ресурс можно не экономить, не париться, когда они оказались подпалены у костра или в очередной раз поцарапаны. Это — не долгосрочная покупка, а всего лишь расходный материал.
Вообще, проблема отсыревания ног приобретает какой-то вес только при покатушках длительностью более 3 часов, поэтому, если длительные выезды не предполагаются или предполагаются редко, то покупка крутых ботинок — деньги на ветер.
Какие брать лыжные палки?
Алюминий и только алюминий. Это мое непоколебимое мнение. Да, он чуть тяжелее угле- и стеклопластика. Но главное в лыжных палках — это не вес, а прочность.
Только на алюминиевую палку можно упасть на излом всем весом и не остаться в результате без палки, потому что алюминий гнется! Алюминиевая палка может обвиться на пол-оборота вокруг вас при падении с горки, но вы потратите несколько минут на ее выпрямление и спокойно поедете дальше. Думаю, мысль можно не развивать, и так понятно.
Что касается длины палок. Есть старинный норматив, по которому палки должны быть до плеча. Я привык к более высоким палкам и считаю, что они должны быть чуть выше плеча. Речь идет не о кончике палки, а о положении вашей кисти.
Я считаю, что при постановке палки на землю большие пальцы должны быть на уровне ушных мочек. Не забывайте, что палки еще и проваливаются в снег, что отнимает у них некоторую часть длины.
Как одеваться для лыж?
Ну, на самом деле, вопрос я поставлю чуть по другому, а именно: как я, автор этих строк, одеваюсь для лыж? У разных людей здесь могут быть нюансы: у кого-то больше мерзнут руки, у кого-то — ноги и т.п.
Мой лыжный костюм отличается постоянством и почти не варьируется, в зависимости от погоды. Перечислю все вещи, входящие в его состав. Надеваться же они могут в разных комбинациях. Условно их можно разить на 2 группы:
Предметы одежды, которые всегда на мне (те, которые иногда временно снимаются на покатушке, помечены звездочкой):
- *шерстяная шапка
- тонкая влагоотводящая термуха с длинным рукавом
- *флиска с длинным рукавом
- *верхняя куртка из брезентоподобного материала
- *широкий шарф вокруг поясницы
- кальсоны трикотажные или термоштаны
- штаны толстые с начесом
- шерстяные носки
- обычные (можно синтетические) носки
- *перчатки флисовые тонкие
- подтяжки
Предметы одежды, служащие для утепления. Как правило, находятся в рюкзаке и надеваются по мере необходимости (кроме доп. штанов 5 — либо надеваются сразу, либо остаются дома).
- балаклава
- шарф на шею
- флисовая безрукавка (надевается под или поверх куртки)
- перчатки шерстяные (могут пододеваться под флисовые)
- штаны тонкие шерстяные
- запасные шерстяные носки
Полный комплект из 16 предметов надевается при температуре минус 25 и ниже, либо при несколько меньшем морозе с пронизывающим встречном ветром.
Также, предметы из второй группы могут оказаться очень кстати для утепления на привале или при длительном ожидании на морозе.
Я уверен, что похожий комплект вещей (кроме мелочей типа балаклавы и термобелья) может собрать у себя по шкафам практически любой человек. Обратите особое внимание на термобелье. Оно не является обязательным компонентом костюма, но именно оно ОЧЕНЬ сильно повышает греющие свойства всего, что над ним, поэтому, если во флиске на простую майку я могу поехать кататься при минус 5-8, то флиска поверх термухи позволяет отодвинуть эту границу уже на -15.
Пара моментов из личных наблюдений. Можно не особо бояться переутеплить нижнюю часть тела. По крайней мере, меня редко когда напрягали случайно надетые лишние штаны. Также, как ни странно, широкий шарф вокруг поясницы, не смотря на его общую теплоту и большую площадь, практически не чувствуется. От него я ни разу не испытывал дискомфорта, хотя бывало, ходил с ним при почти нулевой температуре и ярком солнце.
А вот верхняя часть тела должна быть легко разоблачаема, если вдруг становится жарко и легко надеваема обратно, если начинает холодать. У меня это выражается в том, что я снимаю куртку и повязываю ее за рукава вокруг пояса. Также можно закатать рукава флиски и термухи выше локтей, снять варежки и шапку и положить в карманы куртки.
Еще раз акцентирую внимание: всё, что было снято в процессе активного движения должно быть под рукой и также быстро надеваться обратно, в противном случае распаренный лыжник, прекративший движение или выехавший из леса в продуваемое ветром поле, рискует заполучить простудные явления разной степени тяжести.
Нужно ли смазывать лыжи?
Этим вопросом вы, наверняка, задавались, если, вообще, думали о лыжах. Как я уже писал в лыжных мемуарах, раньше у нас с дедом был принят ритуал смазки лыж. Он пошел еще с тех пор, когда все лыжи в семье были деревянными, и смазка была для них жизненно необходима. Потом был куплен пластик, но по инерции мы продолжали их мазать. В один прекрасный день я понял, что мне совершенно не важно, смазаны у меня лыжи или нет. За последние лет 18 я не смазал их ни разу и никаких неудобств от этого не испытал.
Поэтому мой совет будет такой. Для начала покатайтесь на немазаных лыжах. Если, чуть распробовав, что это, вообще, такое, вы поймете, что отдача сильно мешает вам жить — можете начинать думать, не смазать ли лыжу под колодкой тормозящей мазью.
Как же, все-таки, выбрать лыжи правильно?
Вот мы и подошли почти к концу статьи и моих мыслей по поводу лыж и, как я догадываюсь, вопрос “какие лыжи мне, все-таки, купить?” остался без ответа.
Если вы хотите вникнуть в вопрос серьезно, то вот вам обещанная выше ссылка:
Снаряжение для лыжных походов «КАРАВАНа»
В отличие от моей, основанной исключительно на субъективных наблюдениях, статья, действительно толковая и с конкретикой по выбору. Но сил ее прочесть и разобраться хватит не у всех.
Все мои рекомендации можно свести к тому, что пока вы не знаете, что вам нужно, лучше брать то, что берут все в том ценовом сегменте, на который вы ориентируетесь. При выборе (длина, ширина, жесткость) следовать общеизвестным нормативам (можно обращать внимание на мои ремарки из этой статьи, особенно по длине палок, креплениям и насечкам, не зря же я все это писал).
Легко ли научиться кататься на лыжах? В чем подвох?
В обучении катанию на лыжах есть интересные особенности, которые человеку, далекому от вопроса, совершенно не очевидны.
Дело в том, что большинство людей думает, что научиться кататься на лыжах очень легко или, вообще, никакое обучение не требуется — встал и пошел, были б лыжи.
Про велосипед, скейт и коньки так думают гораздо реже. Угадайте, почему?
Ответ прост. Дело в том, что умение или неумение кататься на перечисленных спортивных снарядах совершенно очевидно. Если ты не умеешь кататься на велосипеде — ты на него не сможешь даже сесть. То же с коньками, скейтом и прочими ходулями.
Так вот, действительно, на лыжи встать и пойти может любой. Поэтому, речь обычно идет не о том, чтобы научиться кататься на лыжах, а о том, чтобы научиться коньковому ходу, т.к. последний обладает таким же свойством, как и коньки: без некоторого навыка им невозможно проехать и метра.
Загвоздка в том, что человек, который встал на лыжи и “пошел” безо всякой подготовки, будет передвигаться на них со скоростью медленного пешехода, либо чуть быстрее, но с огромными энерготратами. Такой способ передвижения не имеет ничего общего с понятием “уметь кататься”.
Из такого умения-неумения и неправильного понимания ситуации часто следует вывод, что лыжи — это очень медленно, и какой, вообще, в них смысл, если пешком можно идти с такой же скоростью или быстрее? Это не я придумал: неоднократно приходилось слышать подобные заявления от разных людей. Именно здесь начинающий лыжник, ошибочно решив, что он умеет кататься, просто это медленно и неинтересно, может потерять весь энтузиазм и бросить это неблагодарное дело.
Но вы теперь предупреждены и знаете, что это не повод бросать!
Так как же научиться?
Этот вопрос, наверняка, многих занимает. Я сейчас покажусь капитаном Очевидность, но… Вы можете прочитать книжку “Лыжи для чайников”, изучить 100 веб-сайтов про то, как именно надо толкаться руками и ногами, а можете просто встать на лыжи и тренироваться.
Конечно, книжные советы и помощь более опытного товарища, едущего рядом, ни в коем случае не окажутся лишними, но это не отменяет того, что на 90% все зависит только от ваших усилий. Также считаю крайне полезным делом пытаться подражать движениям более опытных лыжников. Собственно, во многом так я и учился — глядя на деда.
Вообще же, наш организм — хитрейшая система, которая подстраивается практически подо что угодно. Он сам оптимизирует движения, находит наилучшие режимы, минимизирует нагрузки, надо только ему не мешать. Поэтому, в принципе, через какое-то время после начала катания на лыжах, техника начнет появляться сама. Даже если вообще никого не слушать и ничего не читать.
Просто выезжайте на природу, становитесь на лыжи и езжайте, получая удовольствие. Поначалу удовольствие может не приходить, но тут уж надо приложить небольшие волевые усилия. Но вот как только начнут ощущаться первые успехи — оно обязательно придет и будет сопровождать каждый качественный или количественный скачок.
И, в заключение, еще несколько моментов:
- Не одевайтесь слишком тепло, это резко снижает желание двигаться.
- Не экономьте силы, если вы не на дальняке. Только напрягаясь вы совершенствуетесь!
- Берите термос с чаем и что-то вкусное — это будет ваша награда где-то в середине покатушки. Не забывайте конфетки на случай гипогликемии.
- Если выезду на лыжах мешает только лень — выгоняйте себя через силу. Знаю, бывает трудно. Много раз я пасовал и продолжал валяться в кровати или пялиться в монитор вместо того, чтобы нестись по снегу. Но ни разу не было такого, чтобы я, выползши из дома подобно сонной мухе, брюзжа и злясь на весь белый свет, потом вернулся домой и сказал, что лучше бы я никуда не ездил.
- Темнота — не отмазка! Если проленились до вечера — езжайте по темноте! Это тоже здорово. Я, бывало, катался и в 8, и в 11 вечера.
- И, главное, наслаждайтесь, ведь вокруг снег, солнце и ветер (да, в 11 вечера с солнцем может быть напряг, но это не страшно)! Наслаждаться получается не всегда (особенно, когда выгонял себя через силу, см. выше). Иногда лыжи не едут, ветки лезут в глаза, палки намертво застревают в снегу, и это БЕСИТ. Но, на самом деле, лыжи и ветки здесь не при чем, все дело в вас.
Мое фи (про выбор лыж, жесткость и прочее).
На самом деле выбор стоит между «лыжи для классики» и «лыжи для конька». Классику выбирают с бумажкой под колодку, с длинной до вытянутой руки, возможно с насечками (для совсем матрасного катания без парки со смазкой). Конек — тут уже важна жесткость лыжи, острота и изнашиваемость канта и по длине они короче классики.
Ошибки с жесткостью для классики.
Слишком жесткая будет сильная отдача и мазь будет менее эффективна — будет нагрузка на руки. С непривычки очень утомительно.
Слишком мягкая будет продавливать колодку до снега даже при скольжении. Чтобы ехать, а не идти придется совсем отказаться от смазки — снова только «на руках» и в более хардкорном варианте
Насечки нужны только для прогулок с 0 уровнем — надел покатался полчаса — уехал домой.
При езде коньком на классике будут частые срывы — у лыжи нет канта.
У меня вся семья на лыжах, а я еще нет) Решил приобщиться, даже снаряжение все купил. Сначала думал, что сглупил, но спасибо, что переубедили меня. Да и брал я не за очень большие деньги, так как нашел на авито новые лыжи и палки. Теперь главное полюбить это дело) А если нет, то там же и продам)
Прочитал. Повествование автора мне понравилось.