Гегард – древний монастырь, основанный еще в 4 веке на месте источника, берущего начало в пещере. По преданию основателем монастыря был Григорий Просветитель (да, да, тот самый, что отметился в монастыре Кечарис, о котором было рассказано выше). В 9 веке монастырь был почти полностью разграблен и уничтожен арабами, известными приверженцами религии мира и добра. Свой вклад в разрушение монастыря внесли и многочисленные землетрясения, так что до наших дней он дошел далеко не в своем изначальном виде.
По некоторым данным в монастыре долгое время хранилось то самое копье, которым было пронзено тело распятого Иисуса. В связи с этим Гегард является очень значимым религиозным объектом и местом паломничества. Само копье и поныне цело, но находится в Эчмиадзине, а в Гегарде оно представлено в символическом виде:
Гегард – очень примечательный объект, причем, с моей точки зрения, главная его особенность состоит в наличии весьма причудливо расположенных и объемных помещений, уходящих вглубь горы.
Ведь ничто так не способствует уединению, как нахождение где-нибудь в глубине пещер, среди тишины, прохлады и каменных сводов. С этим связана чрезвычайная любовь монахов к рытью и долблению различных пустот везде, где только это возможно, чем многие поколения жителей Гегарда не преминули воспользоваться.
И действительно, внутренние пространства монастыря впечатляют. Но давайте по порядку.
Дорога в Гегард: выход из сумрака
Итак, Ереван. К воротам подъехал наш экипаж – черная Волга в белую шашечку со знакомым водителем внутри. Я, Юля, Феликс и Марет загрузились в салон, и мы выехали на туманные улицы. Сначала долго пробирались к выезду из Еревана, потом вдоль дороги понеслись размытые туманные кусты и черно-белые домики, и, также как и во время нашей поездки в Цахкадзор, ничто не намекало здесь на наличие где-то за толстым слоем облаков ослепительно яркого теплого солнца.
Однако по мере удаления от Еревана и подъема в горы туман делался все более желтым и светящимся, где-то наверху обозначилось ослепительно яркое размытое пятно жидкого золота. Еще немного, и мы выныриваем из туманного моря. И опять поражаемся: как? Как это возможно? Ослепительное солнце, иней на ветках, чистое голубое небо и горный серпантин, несущийся под колеса.
Вообще, Ереван у меня ассоциировался с Гилирадом из книги М. Семеновой. Помните? Был там проклятый город, в котором все время царили тучи и холод.
Посмотрите следующие два фото, они сделаны из машины с разницей в 20 минут. Ну ведь магия же!
Оставив Гилирад Ереван далеко позади, мы остановили машину и вышли полюбоваться дивными видами этого неба, солнца, гор и заснеженного ущелья по правую руку. Пока мы смотрели и фотографировали, тетя Марет нашла у дороги какой-то куст с морожеными ягодами и принялась его обирать.
Гегард был уже рядом. На площадке перед входом тусовались продавцы сувениров и еды, в частности, такой гадости, как ягодный лаваш.
Поднимаемся в гору по дороге, обходящей внешнюю стену монастыря (а после тех арабов монастырь был отстроен уже в виде крепости).
Пройдя через арку, оказываемся в длинном монастырском дворе. Здесь стоят свежевыкрашенные лавочки и информационные стенды, в том числе и с текстом Брайля.
Гегард: план помещений монастыря
Приведу план помещений, переснятый с упомянутого стенда. На самом стенде имеется также подробное и запутанное описание построек и их истории, в частности, что кем построено, кому перепродано и каким архитектором создано, но я ограничусь лишь краткими выдержками.
Церковь Катогике (или Катохике)
Перед нами возвышается церковь Катогике. Проходим через резную дверь и оказываемся в гавите (2).
Здесь просторно, свод подпирают четыре приземистые колонны.
По центру помещения возвышается причудливый купол со световым отверстием по центру.
В углах чадят свечи в корытцах с песком, а через стрельчатые окна в помещение врываются хорошо видимые в дымке солнечные лучи.
С противоположного от входа конца гавита расположен вход, собственно, в церковь Катогике (1). Здесь присутствуют какие-то элементы оформления помимо каменной резьбы и, вообще, в сравнении с аскетичным убранством остальных помещений, церковь сия роскошна.
Если здесь посмотреть наверх, то можно увидеть уходящий ввысь купол со световым барабаном и люстрой:
Гавит и церковь – самостоятельные каменные постройки (на плане обведены черным). А вот влево из гавита идут два прохода, уводящие уже в помещения, целиком выдолбленные в недрах скалы.
Скальная церковь Авазан
На плане – помещение №3. Название образовано от слова «бассейн» (вспоминаем фамилию великого русско-армянского художника-мариниста, галерея которого есть в Феодосии, и проводим аналогии). Как и все прочие помещения – темное и гулкое, увенчанное куполом со световым окном. Здесь есть небольшой бассейн, наполняемый из источника, вода из которого течет по канавке к выходу, а затем исчезает где-то под полом.
Усыпальница Прошьянов
На плане — помещение №4.
Прошьяны – одна из армянских аристократических династий, выкупившая у правящей верхушки Гегард в 13-м веке. Усыпальница представляет собой небольшую церковь, где останки самих Прошьянов скромно захоронены в нише под их родовым гербом. Герб являет собой хороший пример геральдической шизы: на нем изображены два льва, скованные железным кольцом, которое зубами держит бык, и орел с овцой в когтях (все персонажи композиции, кроме быка, попавшего в тень, видны на фото).
Из усыпальницы можно попасть в церковь Сурб Аствацацин (как мы уже знаем, это означает «Св. Богородицы»). Здесь, как и во всех остальных помещениях, царит тишина и полумрак.
Свет сюда попадает через отверстие в куполе со своеобразной резьбой.
Возможно, у некоторых граждан возник вопрос: а каким именно образом выдалбливались эти весьма впечатляющих размеров помещения?
Если верить написанному, то их выдалбливали сверху вниз (в полном соответствии со спелеопостулатом «не вскрывай систему вверх»). Т.е., сначала намечалось место, где будет световое отверстие в куполе, затем делалось это отверстие, и далее – вниз, вниз и вниз. Дело небыстрое. Создание помещений 3 и 4 заняло более 40 лет.
Обойдя все помещения и вдоволь насладившись местом, выходим на улицу, поднимаемся по лестнице и ныряем в еще одну темную нору, которая приводит нас в еще одну пещерную церковь (на плане не отображена).
Причем, ее пол расположен где-то на уровне потолка помещений первого яруса. В частности, в углу находится отверстие полметра в диаметре, через которое можно разглядеть какое-то смутно знакомое место. Так это, оказывается, помещение №4, в котором мы были несколькими минутами ранее, только теперь мы взираем на него через дырку в потолке.
Если вы повнимательнее посмотрите на приведенное выше фото герба Прошьянов, то увидите светлое пятнышко слева сверху — эту же самую дырку, вид снизу.
Подивились сей поразительной кривизне пространства, послушали эхо, полюбовались куполом, на чем сочли культурную программу выполненной.
Ну, вот мы снова на улице. Ах, сколько еще, наверное, тайн скрывает этот монастырь! Сколько здесь потайных проходов, колодцев и гротов. Но все это остается за кадром.
Мы же проводим фотосессию типа «в рядочек перед камерой» и выходим из монастыря.
Такое дело, как посещение Гегарда, конечно, надо отметить, поэтому мы немного отъезжаем от святой обители и выходим из машины, чтобы еще раз полюбоваться заснеженными склонами и распить по стопке самогона дяди Феликса.
Пока мы бродили здесь, под голубым небом и зимним солнцем, мы, конечно, уже начали забывать, что пару часов назад выбрались из непроглядного молочного тумана.
Но мы спускаемся все ниже и ниже, солнце сначала заволакивает дымкой, потом оно растекается в бесформенное пятно, а муть вокруг из золотистой постепенно превращается в белесую.
Ну, что ж, снова здравствуй, сумрачный Ереван!